ПравоВед.by - Юридическая консультация, правовая помощь адвоката, юридические услуги, представительство в суде.

 
 

Популярные вопросы:

Алименты

Добрый вечер. Бывшая жена моего мужа подала на алименты. Муж работает в РФ, когда он приезжает , ребенок проживает с нами постоянно, т.е месяц с...

Раздел имущества супругов

Добрый вечер. При разводе я отказался от прав на собственность в пользу бывшей супруги. Скажите могу ли я подать иск на возврат этих прав?? Верна ли...

Алименты

Скажите пожалуйста если мать в судебном порядке отказалась от алиментов ДНК экспертизы суд ее направлял 2раза и хочет лишить отца родительских прав...

Взыскание долга

Здравствуйте! Могу ли я подать иск в суд о взыскании долга с человека, если у меня нет расписки? Могу ли я приложить переписку в месседжере с данным...

Алименты

Здравствуйте! У меня есть один ребенок от первого брака. И двое несовершеннолетних детей от второго брака. Ребенок от первого брака получает 25% от...

Помощь при рождении ребенка

Здравствуйте, живем в Польше 5 лет, хотим переехать в Белоруссию, жена беременна можно ли родить на теретории Белоруссии на какую помощь можно...

Лишение родительских прав

Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, вот такая ситуация. У моего молодого человека был развод 20 августа. Его бывшая жена пьёт и он хочет лишить её...

Наследование

Здравствуйте! Умер муж мы в браке. Он от матери 4 года назад получил в наследство, 1/3дома. Кто теперь прямой наследник его имущества? И имеют ли...

Компенсация морального вреда

Добрый день. Мой супруг погиб в дтп. Он был пассажиром.Водитель был в состоянии алкогольного опьянения. Машина зарегистрирована в гаи на родного...

Материальная ответственность

Добрый день! Подрабатываю в такси(очень редко) со мной был подписан контракт и договор о мат.ответственности,но на них кроме моей подписи и подписи...

Внимание! Каждый Ваш вопрос уникален и юридическая консультация дается только по нормативным правовым актам, которые действовали на момент написания конкретного вопроса! Не поленитесь задать свой уникальный юридический вопрос. Мы рады каждому обращению к нам за консультацией, но постарайтесь, задавая Ваш юридический вопрос, описать сложившуюся юридическую ситуацию как можно подробнее не опуская ни одной правовой детали.

В связи с эпидемиологической ситуацией наши адвокаты предлагают в том числе устное консультирование и подготовку письменных документов удаленно. Детали уточняйте по телефонам адвокатов.


Платная юридическая
помощь адвоката:

+375 29 122-60-81;
+375 29 626-12-29.

получить платную юридическую консультацию адвоката или иную правовую помощь можно по телефону, электронной почте или при личной встрече с адвокатом в его офисе. Достаточно позвонить адвокатам по телефонам:



При звонке из Республики Беларусь вместо цифр "+375 29" можно набирать цифры "8 029".

Телефоны адвокатов доступны
с 8.00 до 22.00 ежедневно.
В рамках платных консультаций правовая помощь оказывается с учетом всех Ваших правовых нюансов и представленных Вами документов. По итогам устной консультации возможна подготовка письменного документа с текстами извлечений из нормативных правовых актов (нормы, на основании которых дана консультация).

Обращаем внимание, что указанные телефоны принадлежат адвокатам и не предназначены для бесплатных консультаций! Получить бесплатную помощь Вы можете только задав вопрос на нашем сайте.

Трудовой договор на неопределённый срок


Автор: sfif от 28 октября 2023
 
Материал подобран и подготовлен с учетом действующего законодательства по состоянию на октябрь 2023 года.


Подготовил адвокат Специализированной юридической консультации №1 г. Минска Астапчик Ирина Николаевна (тел.:8-029 122 60 81).

Адрес офиса: г.Минск, ул. Московская, 12 каб. 301



Окончила факультет права Белорусского государственного экономического университета по специальности правоведение. Диплом с отличием. Присвоена квалификация "юрист" в 2003 году.
Бакалавр экономический наук.
Со 2 ноября 2012 года является адвокатом Минской городской коллегии адвокатов в специализи-рованной юридической консультации № 1 г. Минска по правовому обслуживанию субъектов хо-зяйствования. Лицензия адвоката № 02240/2210 от 2 ноября 2012 года.



Трудовой договор на неопределенный срок.


Договор на неопределенный срок (п. 1 ч. 1 ст. 17 ТК), или бессрочный трудовой договор, получил такое название потому, что при его заключении трудовые отношения продолжаются неопределенное время, т.е. дата его прекращения заранее неизвестна.
Трудовой договор на неопределенный срок заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждая страница которых нумеруется и подписывается работником и нанимателем либо уполномоченным им должностным лицом (ст. 18 ТК). Один экземпляр передается работнику, другой - хранится у нанимателя. Началом действия трудового договора является день начала работы, определенный в нем сторонами (ст. 25 ТК). Срок окончания действия трудового договора на неопределенный срок в письменной форме не указывается. Значит, если в письменной форме трудового договора срок его действия не указан, то договор считается заключенным на неопределенный срок (ч. 2 ст. 17 ТК).
Постановлением N 155 утверждена Примерная форма трудового договора, которую наниматель может взять за основу при составлении конкретного трудового договора с работником.
Трудовой договор на неопределенный срок должен содержать все обязательные условия, перечисленные в ст. 19 ТК, за исключением условия о сроке трудового договора, поскольку договор является бессрочным.
Помимо общих условий в трудовом договоре на неопределенный срок могут быть предусмотрены и дополнительные условия, в частности: о предварительном испытании, о заключении договора о материальной ответственности и др.
После заключения в установленном порядке трудового договора прием на работу оформляется приказом (распоряжением) нанимателя (ч. 4 ст. 25 ТК). Фактическое допущение работника к работе должно быть письменно оформлено не позднее дня, следующего за днем допущения работника к работе (ч. 3 ст. 25 ТК).
Приказ (распоряжение) о приеме на работу объявляется работнику под подпись (ч. 4 ст. 25 ТК).
Только после подписания трудового договора сторонами, издания приказа о приеме на работу и ознакомления с ним работника под подпись прием работника на работу будет надлежащим образом оформлен (ст. 25 ТК).

На основании приказов (распоряжений) о приеме на работу наниматель заполняет и подает в органы Фонда сведения о приеме и увольнении по форме ПУ-2 (тип формы - исходная) (п. 9 Правил N 837, п. 10 Инструкции N 7).
Трудовые книжки заполняются нанимателем (за исключением нанимателя - физического лица) на всех работников, работающих свыше 5 дней, в том числе поступающих на работу впервые, если работа у данного нанимателя является для работника основной (п. 4 Инструкции о трудовых книжках).
Основанием для внесения записи о приеме на работу в трудовую книжку является приказ (распоряжение) нанимателя. Такая запись должна соответствовать формулировке приказа (распоряжения) и вносится в течение 7 календарных дней после его издания (ч. 2, 3 п. 26 Инструкции о трудовых книжках).
В трудовую книжку работника вносятся сведения о приеме на работу, о заключении трудового договора (в том числе на неопределенный срок, срочного трудового договора, контракта) (абз. 3 п. 9, ч. 1 п. 26 Инструкции о трудовых книжках). При этом сведения об условии выполнения работы по срочному трудовому договору, например на время исполнения обязанностей временно отсутствующего работника, в трудовую книжку не вносятся (абз. 3 п. 11 Инструкции о трудовых книжках).
Таким образом, в трудовую книжку работника необходимо вносить сведения о заключении:
контракта;
срочного трудового договора;
трудового договора на неопределенный срок.
Указанные сведения вносятся в трудовую книжку как при приеме на работу, так и в период трудовых отношений (например, при заключении трудового договора с работником, работающим по контракту).

Читать и комментировать полную версию юридического вопроса "Трудовой договор на неопределённый срок"...

Понравился правовой ответ на юридический вопрос? Поделись ссылкой с друзьями в социальных сетях, поддержи наш юридический проект!

ДОКУМЕНТЫ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА


Автор: sfif от 28 октября 2023
 
Материал подобран и подготовлен с учетом действующего законодательства по состоянию на октябрь 2023 года.


Подготовил адвокат Специализированной юридической консультации №1 г. Минска Астапчик Ирина Николаевна (тел.:8-029 122 60 81).

Адрес офиса: г.Минск, ул. Московская, 12 каб. 301



Окончила факультет права Белорусского государственного экономического университета по специальности правоведение. Диплом с отличием. Присвоена квалификация "юрист" в 2003 году.
Бакалавр экономический наук.
Со 2 ноября 2012 года является адвокатом Минской городской коллегии адвокатов в специализи-рованной юридической консультации № 1 г. Минска по правовому обслуживанию субъектов хо-зяйствования. Лицензия адвоката № 02240/2210 от 2 ноября 2012 года.


ДОКУМЕНТЫ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА


Согласно ст. 26 и 54 ТК наниматель обязан потребовать от гражданина документы, которые определены законодательством как необходимые для заключения трудового договора, а гражданин в свою очередь должен данные документы представить. Статьей 26 ТК определен перечень таких документов:
1) документ, удостоверяющий личность.
К документам, удостоверяющим личность, в частности, относятся (подп. 1.1 п. 1 Указа N 294, п. 3 Положения о документах, удостоверяющих личность, абз. 3 - 5 п. 3 Положения о биометрических документах, удостоверяющих личность):
- паспорт гражданина Республики Беларусь - это документ, удостоверяющий личность гражданина на территории Республики Беларусь и за ее пределами, подтверждающий гражданство и право его владельца на выезд из Республики Беларусь и въезд в Республику Беларусь. Отметим, что обязательное получение паспорта установлено с 14 лет;
- вид на жительство в Республике Беларусь - это документ, удостоверяющий личность иностранца на территории Республики Беларусь и подтверждающий получение им разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь;
- удостоверение беженца - это документ, удостоверяющий личность беженца на территории Республики Беларусь;
- идентификационная карта гражданина Республики Беларусь - документ, удостоверяющий личность гражданина и подтверждающий гражданство Республики Беларусь;
- биометрический вид на жительство в Республике Беларусь иностранного гражданина - документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина на территории Республики Беларусь и подтверждающий получение им разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь;
- биометрический вид на жительство в Республике Беларусь лица без гражданства - документ, удостоверяющий личность лица без гражданства на территории Республики Беларусь и подтверждающий получение им разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь.

2) документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на воинскую службу). Военнообязанные - это граждане, состоящие в запасе Вооруженных Сил Республики Беларусь или других воинских формированиях (абз. 13 ст. 1 Закона о воинской обязанности).
В соответствии с п. 9 Положения о воинском учете личными документами воинского учета граждан являются:
- удостоверение призывника;
- военный билет (с учетно-послужной карточкой);
- временное удостоверение, выданное взамен военного билета;
- военный билет офицера запаса ОГБ;
- временное удостоверение, выданное взамен военного билета ОГБ;
- удостоверение об отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации и на военное время;
- удостоверение об отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время в ОГБ.

3) трудовая книжка (за исключением лиц, впервые поступающих на работу, и совместителей).

Запись в трудовую книжку сведений о работе по совместительству (приеме на работу, заключении трудового договора (в том числе на неопределенный срок, срочного трудового договора, контракта)) производится нанимателем по желанию работника по месту его основной работы на основании документа, подтверждающего работу по совместительству (абз. 3 п. 9, п. 14 Инструкции о трудовых книжках):
справки о месте работы, службы и занимаемой должности либо

копии приказа нанимателя, у которого работник работает по совместительству.

Принимая трудовую книжку, наниматель выдает работнику соответствующую расписку. Она составляется в произвольной форме с указанием реквизитов нанимателя. Далее наниматель делает запись о приеме трудовой книжки на учет и о выдаче расписки в книге учета движения трудовых книжек, в которой работник ставит подпись (ч. 4, 5 п. 79 Инструкции о трудовых книжках).


4) документ об образовании или документ об обучении, подтверждающий наличие права на выполнение данной работы.
В соответствии с п. 2 ст. 98 Кодекса об образовании документами об образовании являются:
- свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием);
- аттестат об общем среднем образовании (аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью);
- диплом о профессионально-техническом образовании (диплом о профессионально-техническом образовании с отличием);
- диплом о среднем специальном образовании (диплом о среднем специальном образовании с отличием);
- диплом о высшем образовании (диплом о высшем образовании с отличием, в том числе с золотой медалью);
- диплом магистра;
- диплом исследователя;
- диплом о переподготовке на уровне высшего образования;
- диплом о переподготовке на уровне среднего специального образования.
В соответствии с п. 2 ст. 99 Кодекса об образовании документами об обучении являются:
- свидетельство о специальном образовании;
- свидетельство о стажировке руководящих работников и специалистов;
- удостоверение о специальной подготовке;
- свидетельство о присвоении разряда (класса, квалификационной категории) по профессии;
- свидетельство об окончании факультета довузовской подготовки, подготовительного отделения, подготовительных курсов;
- свидетельство о дополнительном образовании детей и молодежи;
- справка об обучении.
Отметим, что для различных должностей служащих (профессий рабочих) согласно квалификационным требованиям, содержащимся в ЕКСД и ЕТКС, необходимо наличие определенного уровня образования (обучения). К примеру, право работать в должности юрисконсульта может подтверждаться дипломом о высшем образовании, а право выполнять работу по профессии официанта 5-го разряда - свидетельством о присвоении разряда (класса, квалификационной категории) по профессии рабочего;
5) направление на работу в счет брони (для отдельных категорий работников в соответствии с законодательством). Законодательством определены следующие категории лиц, для которых местными исполнительными и распорядительными органами организациям устанавливается броня приема на работу:
- лица, впервые ищущие работу, в возрасте до 21 года, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 280 ТК);
- родители, которые обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, и направлены по судебному постановлению в органы по труду, занятости и социальной защите (ч. 5 ст. 11 Закона N 125-З);
- иные лица, нуждающиеся в социальной защите и не способные на равных условиях конкурировать на рынке труда (инвалиды, лица, освобожденные из мест лишения свободы, и т.д.) (абз. 6 ч. 2 ст. 10 Закона N 125-З).
Порядок установления брони для приема на работу вышеобозначенных категорий граждан определен Положением N 1595. Конкретный размер брони для некоторых организаций утверждается ежегодно местными исполнительными и распорядительными органами, к примеру:
решение Бобруйского городского исполнительного комитета от 15.10.2021 N 20-82 "Об установлении брони для приема на работу отдельных категорий граждан на 2022 год";
решение Осиповичского районного исполнительного комитета от 15.10.2021 N 34-6 "Об установлении брони для приема на работу отдельных категорий граждан на 2022 год";
6) индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПРИ) (для инвалидов).
Согласно абз. 2 ст. 1 Закона N 1224-XII инвалид - лицо с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами мешают полному и эффективному участию его в жизни общества наравне с другими гражданами. Признание лица инвалидом осуществляется медико-реабилитационной экспертной комиссией (МРЭК), которая действует на основании Положения о медико-реабилитационных экспертных комиссиях. В соответствии с ч. 24 ст. 34 Закона о здравоохранении заключение медико-реабилитационной экспертной комиссии, содержащее информацию об условиях и характере труда, определяющую нуждаемость в исключении воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, для создания необходимых условий для труда инвалида, является обязательным для нанимателей.
ИПРИ выдаются комиссиями по результатам медико-социальной экспертизы. Форма ИПРИ утверждена Постановлением N 96. В соответствии с ч. 3 ст. 9 Закона N 1224-XII ИПРИ является обязательной для исполнения соответствующими государственными органами, а также организациями и индивидуальными предпринимателями, занимающимися реабилитацией инвалидов.
Несоблюдение нанимателем условий, определенных заключением МРЭК, ИПРИ, является нарушением законодательства о труде, и виновные в этом нарушении несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность (ст. 465 ТК).
7) декларация о доходах и имуществе.
Категории лиц, которые должны представлять декларацию о доходах и имуществе при приеме (назначении) на должность, определяются в соответствии со ст. 29 - 30 Закона о борьбе с коррупцией;
8) страховое свидетельство. Отметим, что страховое свидетельство государственного социального страхования (далее - свидетельство социального страхования) является документом персонифицированного учета, формируемым органом, осуществляющим персонифицированный учет (абз. 6 ст. 1 Закона N 230-З). Если у трудоустраивающегося нет свидетельства социального страхования (оно не получалось ранее), то его должен оформить наниматель (ч. 1 и абз. 3 ч. 2 ст. 10 Закона N 230-З). Для этого ему нужно подать (ч. 1 п. 14, ч. 1 п. 15, ч. 1 п. 16, п. 21, 25 Правил N 837):
- форму ПУ-1 (тип формы - регистрация) - по иностранным гражданам и лицам без гражданства, имеющим вид на жительство, удостоверение беженца или иной документ для выезда за границу. Форму ПУ-1 необходимо представить в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого лица на работу;
- форму ПУ-2 (тип формы - исходная) или форму ПУ-3 (тип формы - исходная) - для граждан, у которых в документе, удостоверяющем личность, содержится идентификационный номер (как, например, в паспорте гражданина Республики Беларусь).
Если свидетельство социального страхования утеряно, наниматель может принять работника и без предъявления данного документа, однако его необходимо будет восстановить. Для этого нужно подать в органы Фонда социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты (далее - органы Фонда) форму ПУ-1 (тип формы - восстановление свидетельства социального страхования) (ч. 5 п. 14 Правил N 837).
9) медицинскую справку о состоянии здоровья и другие документы о подтверждении иных обстоятельств, имеющих отношение к работе, если их предъявление предусмотрено законодательными актами.
Кроме того, наниматели могут запрашивать характеристику работника с предыдущих мест работы (ч. 3 ст. 26 ТК, ч. 1 п. 11 Декрета N 5). А наниматели - государственные организации (госорганы, иные государственные организации, а также организации с долей госсобственности более 50%) при трудоустройстве нового работника обязаны запрашивать его характеристику (ч. 2 п. 11 Декрета N 5).
Характеристика - это официальный документ, отражающий профессиональные, деловые и моральные качества работника, сведения о привлечении к дисциплинарной и иной ответственности, отношение к государственным и общественным институтам, иную информацию (подстрочное примечание к ч. 2 п. 9 Декрета N 5).
Предыдущие наниматели обязаны предоставить характеристику в течение семи календарных дней со дня получения соответствующего запроса (ч. 1 п. 11 Декрета N 5). Характеристика оформляется согласно утвержденной форме.

Читать и комментировать полную версию юридического вопроса "ДОКУМЕНТЫ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА"...

Понравился правовой ответ на юридический вопрос? Поделись ссылкой с друзьями в социальных сетях, поддержи наш юридический проект!

Медицинский осмотр при приеме на работу


Автор: sfif от 28 октября 2023
 
Материал подобран и подготовлен с учетом действующего законодательства по состоянию на октябрь 2023 года.


Подготовил адвокат Специализированной юридической консультации №1 г. Минска Астапчик Ирина Николаевна (тел.:8-029 122 60 81).

Адрес офиса: г.Минск, ул. Московская, 12 каб. 301


Окончила факультет права Белорусского государственного экономического университета по специальности правоведение. Диплом с отличием. Присвоена квалификация "юрист" в 2003 году.
Бакалавр экономический наук.
Со 2 ноября 2012 года является адвокатом Минской городской коллегии адвокатов в специализи-рованной юридической консультации № 1 г. Минска по правовому обслуживанию субъектов хо-зяйствования. Лицензия адвоката № 02240/2210 от 2 ноября 2012 года.


МЕДИЦИНСКИЙ ОСМОТР ПРИ ПРИЕМЕ НА РАБОТУ


В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 26 ТК при заключении трудового договора наниматель обязан потребовать, а гражданин должен предъявить нанимателю медицинскую справку о состоянии здоровья, если ее предъявление предусмотрено законодательными актами. Далее рассмотрим это подробнее. На нанимателя возложены обязанности по организации проведения предварительных (при поступлении на работу) медицинских осмотров:
- лиц моложе восемнадцати лет, если иное не установлено ТК (ст. 275 ТК);
- спортсменов (ст. 314-3 ТК);
- работников, которые будут выполнять работы (ст. 27 Закона об охране труда, п. 20 Инструкции о медицинских осмотрах):
во вредных и (или) опасных условиях труда в зависимости от вредных и (или) опасных производственных факторов, указанных в графе 2 приложения 1 к Инструкции о медосмотрах;
с воздействием факторов производственной среды, указанных в графе 2 приложения 1 к Инструкции о медосмотрах, которые вызывают аллергические заболевания, независимо от их уровня (концентрации) на рабочем месте;
с воздействием биологических факторов, указанных в подп. 2.4, 2.5 и 2.8 п. 2 приложения 1 к Инструкции о медосмотрах, независимо от их уровня (концентрации) на рабочем месте;
с воздействием физических факторов, указанных в подп. 4.1 и 4.6 п. 4 приложения 1 к Инструкции о медосмотрах, независимо от их уровня (концентрации) на рабочем месте;
с воздействием химических факторов (химических веществ 1-го и (или) 2-го класса опасности), указанных в графе 2 приложения 1 к Инструкции о медосмотрах, независимо от их уровня (концентрации) на рабочем месте;
где есть необходимость в профессиональном отборе и указанных в графе 2 приложения 3 к Инструкции о медосмотрах.
Без прохождения потенциальным работником медицинского осмотра наниматель не вправе допускать его к выполнению трудовых функций (ч. 2 ст. 26, п. 4 ч. 6 ст. 49 ТК).
Кандидат может отказаться от прохождения медицинского осмотра до заключения трудового договора, ссылаясь на то, что это обязаны делать работники, а не соискатели. Действительно, законодательством не определено, когда наниматель должен направить кандидата на работу на предварительный медицинский осмотр: до или после приема на работу. При этом законодательство требует:
от работника - предъявить при заключении трудового договора медицинскую справку о состоянии здоровья (если это предусмотрено законодательными актами) (п. 6 ч. 1 ст. 26 ТК), т.е. медицинский осмотр должен быть пройден ранее;
от нанимателя - не допускать работника к выполнению работы до тех пор, пока он не пройдет медицинский осмотр (п. 4 ч. 6 ст. 49 ТК).
Следовательно, можно говорить о том, что наниматель должен направить соискателя на медицинский осмотр до приема на работу.
Если лицо по результатам проведенного медицинского осмотра имеет противопоказания к работе в данной профессии рабочего (должности служащего), наниматель должен отказать ему в заключении трудового договора, поскольку прием на работу в таких случаях не допускается (ч. 2 ст. 26 ТК). Такой отказ не будет являться дискриминацией (ч. 3 ст. 14 ТК).
Если же соискатель направляется на медицинский осмотр после приема его на работу, то возникает вопрос: как оплачивать ему время прохождения медицинского осмотра? Одни специалисты полагают, что в данном случае следует руководствоваться ст. 228 ТК, согласно которой на время прохождения медицинского осмотра за работником сохраняются его место работы, должность служащего (профессия рабочего) и средний заработок (порядок расчета предусмотрен главой 3 Инструкции о порядке исчисления среднего заработка); другие - что наниматель обязан не допускать к работе сотрудника, не прошедшего медицинский осмотр (п. 4 ч. 6 ст. 49 ТК), и не сохранять за ним средний заработок за время прохождения медицинского осмотра (ч. 9 ст. 49 ТК).
Предварительный медосмотр проводится специальными комиссиями (п. 5, 6 Инструкции о медосмотрах):
- в госорганизациях здравоохранения;
- медицинских частях;
- больницах исправительных учреждений;
- медицинских частях лечебно-трудовых профилакториев;
- организациях, содержащихся в специальном перечне, - только в отношении граждан, работающих в этих организациях или поступающих на работу в эти организации. В данный перечень, например, вошли ОАО "Минский тракторный завод", ОАО "Нафтан", ОАО "Гродно Азот", ОАО "Атлант".
Спортсмены проходят обязательные предварительные медосмотры в учреждениях спортивной медицины по месту прохождения спортивной подготовки. При этом они предоставляют выписку из медицинских документов государственных организаций здравоохранения по месту жительства (месту пребывания) о перенесенных заболеваниях, предусмотренную п. 7.9 перечня административных процедур, утвержденного Указом N 200 (п. 4 Инструкции о медосмотрах спортсменов).
Предварительный медосмотр осуществляется на основании направления нанимателя (п. 19 Инструкции о медосмотрах). Оно оформляется по установленной форме. Отметим, что такое направление готовится индивидуально для каждого работника.
В направлении нужно указать, в частности (приложение 5 к Инструкции о медосмотрах):
- вид медосмотра (предварительный);
- Ф.И.О работника, дату рождения, место жительства (место пребывания);
- профессию (должность);
- вредные и (или) опасные производственные факторы (факторы производственной среды и факторы трудового процесса) и (или) вид выполняемых работ;
- класс условий труда по каждому производственному фактору и класс опасности химического вещества (при воздействии на работника химических факторов).
По результатам медосмотра выдается медсправка о состоянии здоровья, подтверждающая годность (негодность) работника к работе (п. 21 Инструкции о медосмотрах).
Расходы по проведению медосмотров работников, а также лиц, принимаемых на работу, несет наниматель. В случае оплаты лицом, поступающим на работу, предварительного обязательного медосмотра затраты на его проведение компенсируются нанимателем после приема на работу (ч. 6 ст. 27 Закона об охране труда).
Обязательные медосмотры поступающих на работу (работающих) с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе, за исключением работников бюджетных организаций, осуществляются по договорам с нанимателями (ч. 2 п. 12 Перечня платных медицинских услуг N 182).
Прием на работу лица, имеющего медицинские противопоказания для занятия конкретной должности служащего (профессии рабочего), запрещен законодательством (ч. 2 ст. 26 ТК).
Организация проведения медицинских осмотров осуществляется для обеспечения охраны труда в организации (абз. 13 ч. 2 ст. 17 Закона об охране труда).
Если работник принимается на работу (при его желании), противопоказанную ему по медицинскому заключению, это влечет наложение штрафа в размере от 5 до 40 базовых величин (ч. 1 ст. 10.13 КоАП).
В случае когда работники принимаются на отдельные виды работ, они обязаны проходить предварительный медицинский осмотр и предъявлять нанимателю медицинскую справку о состоянии здоровья (п. 6 ч. 1 ст. 26 ТК, п. 20 Постановления о медосмотрах). Если наниматель нарушит эти требования и осуществит прием на работу, он также может быть привлечен к административной ответственности в виде наложения штрафа в размере от 5 до 40 базовых величин (ч. 1 ст. 10.13 КоАП).
Если совершенное должностным или иным уполномоченным лицом нанимателя нарушение требований по охране труда повлекло травмирование работника, то этому лицу грозит штраф в размере от 20 до 50 базовых величин (ч. 2 ст. 10.13 КоАП). Если же нарушение правил охраны труда при приеме на работу повлекло профессиональное заболевание работника либо тяжкое (менее тяжкое) телесное повреждение, должностные лица привлекаются к уголовной ответственности (ч. 1 ст. 306 УК).

Читать и комментировать полную версию юридического вопроса "Медицинский осмотр при приеме на работу"...

Понравился правовой ответ на юридический вопрос? Поделись ссылкой с друзьями в социальных сетях, поддержи наш юридический проект!

Необоснованный от4аз в приеме на работу


Автор: sfif от 28 октября 2023
 
Материал подобран и подготовлен с учетом действующего законодательства по состоянию на октябрь 2023 года.


Подготовил адвокат Специализированной юридической консультации №1 г. Минска Астапчик Ирина Николаевна (тел.:8-029 122 60 81).

Адрес офиса: г.Минск, ул. Московская, 12 каб. 301



Окончила факультет права Белорусского государственного экономического университета по специальности правоведение. Диплом с отличием. Присвоена квалификация "юрист" в 2003 году.
Бакалавр экономический наук.
Со 2 ноября 2012 года является адвокатом Минской городской коллегии адвокатов в специализированной юридической консультации № 1 г. Минска по правовому обслуживанию субъектов хозяйствования. Лицензия адвоката № 02240/2210 от 2 ноября 2012 года.


Адвокат осуществляет консультирование и составляет заявление об обжаловании необоснованного отказа в приеме на работу



Отказ в приеме на работу


Частью 1 ст. 16 ТК установлен запрет на необоснованный отказ в приеме на работу некоторых категорий работников. Необоснованным является отказ в приеме на работу, если:
- основания, ставшие причиной отказа, не относятся к деловым качествам работника;
- основания прямо запрещены или не предусмотрены законодательством;
- наниматель отказывается мотивировать свое решение или не может обосновать правомерность отказа в приеме на работу конкретному лицу.
Так, к примеру, необоснованным будет отказ в приеме на работу по причине наличия или отсутствия детей, судимости родственников и т.д.
Запрещается необоснованный отказ следующим категориям кандидатов (ч. 1 ст. 16 ТК):
- направленным на работу комитетом по труду, занятости и социальной защите Минского городского исполнительного комитета, управлениями (отделами) по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов (далее - органы по труду, занятости и социальной защите) в счет брони (ст. 11, 21 Закона N 125-З); п. 1 - 3 ст. 3 Закона о ветеранах), а также лицам, обязанным возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, и направленным органами по труду, занятости и социальной защите в организации, включенные в перечень организаций независимо от форм собственности для трудоустройства таких лиц, определяемый в установленном законодательством порядке (п. 1 ч. 1 ст. 16 ТК; Декрет о защите детей; Положение N 1595);
- письменно приглашенным на работу в порядке перевода от одного нанимателя к другому по согласованию между ними, в течение одного месяца со дня выдачи письменного приглашения, если стороны не договорились об ином (п. 2 ч. 1 ст. 16 ТК);
- прибывшим по направлению на работу после завершения обучения в государственном учреждении образования, организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования (п. 3 ч. 1 ст. 16 ТК; ст. 84, 86 Кодекса об образовании; Положение N 821);
- имеющим право на заключение трудового договора на основании коллективного договора, соглашения (п. 4 ч. 1 ст. 16 ТК);
- прибывшим на работу по распределению после завершения обучения в государственном учреждении образования (п. 5 ч. 1 ст. 16, ст. 281 ТК; ст. 83, 85 Кодекса об образовании; Положение N 821);
- женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей в возрасте до трех лет, а одинокому родителю - с наличием ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида - до восемнадцати лет) (п. 6 ч. 1 ст. 16 ТК);
- военнослужащим срочной военной службы, уволенным из Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь и направленным на работу в счет брони для предоставления первого рабочего места или поступающим на работу к тому же нанимателю на должность служащего (профессию рабочего), равноценную занимаемой до призыва на военную службу (п. 7 ч. 1 ст. 16, ст. 342 ТК; Положение N 1681);
- уволенным с альтернативной службы и направленным на работу в счет брони для предоставления первого рабочего места или поступающим на работу к тому же нанимателю на должность служащего (профессию рабочего), равноценную занимаемой до направления на альтернативную службу (п. 8 ч. 1 ст. 16, ст. 342 ТК; Положение N 1681);
- являющимся выпускниками учреждений образования, получившими профессионально-техническое, среднее специальное, высшее образование, относящимися к категориям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц с особенностями психофизического развития, трудоустраиваемыми в счет брони (п. 9 ч. 1 ст. 16 ТК).
По требованию вышеназванных категорий лиц или специально уполномоченного государственного органа наниматель обязан известить их о мотивах отказа в письменной форме не позднее трех дней после обращения (ч. 2 ст. 16 ТК). При этом законодательством не определена форма выражения такого требования. Полагаем, что она может быть как письменной, так и устной.
Отметим, что в ч. 1 ст. 462 ТК указано, что надзор за соблюдением законодательства о труде осуществляют уполномоченные на осуществление надзора органы (уполномоченные органы), однако их перечень не приводится. Определить, какие органы уполномочены осуществлять надзор за соблюдением законодательства о труде, возможно, обратившись к нормативным правовым актам, регулирующим их деятельность.
Исходя из данных актов к уполномоченным органам, которые вправе потребовать от нанимателя обоснования отказа в приеме на работу, можно отнести следующие:
- территориальные органы Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (Положение о Департаменте государственной инспекции труда);
- комитеты по труду, занятости и социальной защите областных, Минского городского исполнительных комитетов, управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите городских и районных исполнительных комитетов (Положение о государственной службе занятости населения).
Отметим, что законодательством форма отказа в приеме на работу не установлена. Однако напомним, что отказ в приеме на работу вышеперечисленным категориям граждан по их требованию или требованию уполномоченных органов должен быть изложен в письменной форме (ч. 2 ст. 16 ТК).

Следует также иметь в виду, что отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в суд (ч. 3 ст. 16 ТК). В соответствии с п. 4 Постановления N 2 в суд об оспаривании отказа нанимателя в заключении трудового договора вправе обращаться не только граждане, перечисленные выше, но и другие лица, которые считают отказ в приеме на работу необоснованным. Если суд придет к выводу, что отказ в приеме на работу был необоснованным, то он выносит решение, обязывающее нанимателя заключить трудовой договор, и устанавливает срок исполнения решения. При этом содержание и конкретные условия трудового договора в соответствии со ст. 19 ТК определяются соглашением сторон с соблюдением требований, предусмотренных законодательством о труде.
Таким образом, отказ в приеме на работу всегда должен быть вызван причинами, связанными с компетенцией и деловыми качествами претендента на ту или иную работу.

1.4. Ответственность за необоснованный отказ
в приеме на работу

Необходимо отметить, что законодательством Республики Беларусь предусмотрена административная и уголовная ответственность должностного лица нанимателя за отказ (необоснованный отказ) в приеме на работу. Нарушения, допускаемые должностным лицом нанимателя при приеме на работу, и ответственность, предусмотренная законодательством за такие нарушения, представлены в таблице.


Необоснованный отказ в приеме на работу гражданина, направленного органами по труду, занятости и социальной защите в счет брони - административная ответственность от 20 до 50 базовых величин (ч. 1 ст. 10.12 КоАП)


Отказ в приеме на работу выпускника государственного учреждения профессионально-технического, среднего специального или высшего образования, направленного на работу в соответствии с заявкой этого нанимателя или договором о взаимодействии, заключенным между учреждением образования и этим нанимателем - административная ответственность от 20 до 50 базовых величин (ч. 1 ст. 10.12 КоАП)


Отказ в приеме на работу лица, заключение трудового договора с которым является обязательным - административная ответственность от 20 до 50 базовых величин (ч. 1 ст. 10.12 КоАП)

Необоснованный отказ в приеме на работу женщины по мотивам ее беременности – уголовная ответственность - лишение права занимать определенные должности или лишение права заниматься определенной деятельностью, или исправительные работы на срок до 2 лет, или лишение свободы на срок до 3 лет (ст. 199 УК)

Читать и комментировать полную версию юридического вопроса "Необоснованный от4аз в приеме на работу"...

Понравился правовой ответ на юридический вопрос? Поделись ссылкой с друзьями в социальных сетях, поддержи наш юридический проект!

Трудоустройство обязанных лиц


Автор: sfif от 28 октября 2023
 
Материал подобран и подготовлен с учетом действующего законодательства по состоянию на октябрь 2023 года.


Подготовил адвокат Специализированной юридической консультации №1 г. Минска Астапчик Ирина Николаевна (тел.:8-029 122 60 81).

Адрес офиса: г.Минск, ул. Московская, 12 каб. 301




Окончила факультет права Белорусского государственного экономического университета по специальности правоведение. Диплом с отличием. Присвоена квалификация "юрист" в 2003 году.
Бакалавр экономический наук.
Со 2 ноября 2012 года является адвокатом Минской городской коллегии адвокатов в специализированной юридической консультации № 1 г. Минска по правовому обслуживанию субъектов хозяйствования. Лицензия адвоката № 02240/2210 от 2 ноября 2012 года.


Трудоустройство и обязанные лица


Обязанными лицами являются родители, обязанные возмещать государству расходы на содержание детей в следующих случаях (ч. 1 п. 8 Декрета N 18):
- отобрания у них детей по решению комиссии по делам несовершеннолетних;
- отобрания у них детей на основании решения суда без лишения родительских прав;
- лишения их родительских прав по решению суда;
- нахождения их в розыске, лечебно-трудовых профилакториях или в местах содержания под стражей;
- отбывания ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста.
Обязанность родителей возмещать расходы на содержание детей возникает со дня помещения ребенка (детей) на государственное обеспечение, но не ранее дня (ч. 1 п. 9 Декрета N 18):
- принятия решения комиссией по делам несовершеннолетних об отобрании ребенка у родителей. О таком решении комиссия информирует нанимателей по месту работы таких родителей в течение 5 рабочих дней (абз. 2 ч. 1 п. 4 Декрета N 18);
- вынесения постановления органом, ведущим уголовный процесс, в отношении родителей.


- вступления в силу судебного постановления, приговора в отношении родителей.
Обязанными лицами могут признаваться наряду с гражданами Республики Беларусь иностранные граждане или лица без гражданства, постоянно проживающие, временно пребывающие или временно проживающие на территории Республики Беларусь, если их дети являются гражданами Республики Беларусь или лицами без гражданства (ч. 4 п. 8 Декрета N 18).

То, что лицо является обязанным лицом, подтверждает отметка об обязанности возмещать расходы на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении (далее - отметка), проставленная в его паспорте, виде на жительство. Такая отметка проставляется после возникновения у лица обязанности возмещения государству расходов, затраченных на содержание детей (ребенка) этого лица (п. 2, 6 Правил N 1729).
Эта отметка проставляется (абз. 1 ч. 1, ч. 3 п. 3 Правил N 1729):
- отделом (отделением) охраны общественного порядка и профилактики органа внутренних дел;
- подразделением по гражданству и миграции органа внутренних дел - в случае выдачи (обмена) обязанному лицу паспорта, вида на жительство.
Отметка в паспорте гражданина Республики Беларусь проставляется на свободном месте на страницах 25 - 28, в видах на жительство в Республике Беларусь - на страницах 6 - 10 (п. 6 Правил N 1729). Отметка содержит, в частности, реквизиты решения государственного органа, согласно которому лицо обязано возмещать государству расходы на содержание детей (ребенка).


1.2. Трудоустройство обязанных лиц


По общему правилу обязанное лицо должно быть трудоустроено в случаях, когда оно (ч. 1 п. 13, ч. 5, 7, 8 п. 17 Декрета N 18, п. 13 Положения о трудоустройстве обязанных лиц):
- не работает;
- работает, но размер его заработной платы и приравненных к ней доходов не позволяет ему в течение шести месяцев в полном объеме выполнять обязательства по содержанию детей в добровольном порядке;
- находится в лечебно-трудовом профилактории (ЛТП);
- прекратило находиться в ЛТП;
- освобождено из мест лишения свободы;
- подвергнуто административному аресту или штрафу с обязательным привлечением к труду за уклонение от трудоустройства по судебному постановлению о трудоустройстве (ст. 10.20 КоАП).
К судебным постановлениям о трудоустройстве относятся (ч. 2 п. 13 Декрета N 18):
- определение о судебном приказе о взыскании расходов по содержанию детей;
- решения суда о: лишении родительских прав, отобрании детей без лишения родительских прав, взыскании расходов по содержанию детей;
- определение, выносимое в целях обеспечения совершения исполнительных действий судом по месту их исполнения, - в случае возникновения вопросов трудоустройства при исполнении перечисленных выше судебных постановлений.
Порядок трудоустройства обязанных лиц установлен Положением о трудоустройстве обязанных лиц. По общему правилу обязанные лица подлежат трудоустройству органом по труду, занятости и социальной защите в организации независимо от формы собственности, включенные в перечень организаций для трудоустройства обязанных лиц (далее - перечень организаций для трудоустройства), определенный облисполкомами, а также Минским горисполкомом совместно с Минским облисполкомом (ч. 2, 11 п. 14 Декрета N 18). Перечни организаций для трудоустройства, как правило, содержатся в решениях исполкомов.
Обязанные лица подлежат трудоустройству органом по труду, занятости и социальной защите на таких условиях, чтобы заработная плата обязанных лиц позволяла обеспечить полное исполнение ежемесячных обязательств по возмещению расходов по содержанию детей и за ними сохранялось не менее 30 процентов заработной платы (ч. 2 п. 14 Декрета N 18).
Потенциальному нанимателю обязанных лиц - иностранных граждан или лиц без гражданства, временно пребывающих или временно проживающих в Республике Беларусь, не требуется получать разрешение на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, предусмотренное ст. 26 Закона о внешней трудовой миграции, так как действие данного Закона не распространяется на трудоустройство и трудовую деятельность иностранных граждан, лиц без гражданства, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении (абз. 12 ч. 2 ст. 2 Закона о внешней трудовой миграции). Такие лица могут быть трудоустроены также без получения специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь (ч. 2 п. 14 Декрета N 18).

1.3. Броня приема на работу обязанных лиц


Обязанные лица, подлежащие трудоустройству согласно судебному постановлению, трудоустраиваются органами по труду, занятости и социальной защите в организации путем установления брони приема на работу этих лиц (ч. 5 ст. 11 Закона о занятости населения). Броня приема на работу обязанных лиц устанавливается в порядке, предусмотренном Положением о порядке установления брони (п. 15 Положения о порядке установления брони).
Для трудоустройства в организацию обязанных лиц не требуется обязательное установление брони рабочих мест в организации. Обязательным условием является наличие организации в перечне организаций для трудоустройства (ч. 11 п. 14 Декрета N 18).

Конкретный размер брони для организаций на очередной календарный год устанавливается ежегодно до 1 ноября решениями местных исполнительных и распорядительных органов (п. 6 Положения о порядке установления брони).
Для установления конкретного размера брони органы по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов (далее - органы по труду, занятости и социальной защите) ежегодно направляют нанимателям предложения об установлении им на очередной календарный год брони для приема на работу, в том числе обязанных лиц, а также о создании рабочих мест для трудоустройства в том числе обязанных лиц (п. 3 Положения о порядке установления брони). Наниматели, получившие такие предложения, анализируют их и ежегодно в срок до 1 октября информируют органы по труду, занятости и социальной защите:
- о количестве граждан (с указанием их категорий, в том числе обязанных лиц), прием на работу которых гарантируется в очередном календарном году на имеющиеся свободные рабочие места (вакансии);
- о возможности создания рабочих мест для трудоустройства таких граждан (в том числе для обязанных лиц) (п. 4 Положения о порядке установления брони).
В случае необходимости броня для приема на работу отдельных категорий лиц, в том числе обязанных лиц, задание по созданию рабочих мест для трудоустройства этих граждан могут устанавливаться дополнительно в течение года местными исполнительными и распорядительными органами в таком же порядке (п. 7 Положения о порядке установления брони).
Трудоустройство граждан в счет установленной брони (включая трудоустройство на рабочие места, созданные в соответствии с решениями местных исполнительных и распорядительных органов) осуществляется только по направлениям органов по труду, занятости и социальной защите (п. 11 Положения о порядке установления брони). Форма направления установлена приложением 7 к Постановлению N 149). Направление состоит из двух частей, одна из которых заполняется органом по труду, занятости и социальной защите, а вторая - нанимателем, к которому направлено обязанное лицо. Эта часть, в частности, должна содержать ответ о принятом нанимателем решении по направлению на работу обязанного лица.

1.4. Обязанности и ответственность нанимателей, к которым
должны быть трудоустроены обязанные лица


Наниматели, включенные в перечень организаций для трудоустройства, определенный облисполкомами (Минским горисполкомом совместно с Минским облисполкомом), обязаны в 3-дневный срок со дня возникновения свободных рабочих мест (вакансий) информировать об этом органы по труду, занятости и социальной защите (ч. 11 п. 14 Декрета N 18). Иной срок для информирования органов по труду, занятости и социальной защите о наличии вакансий нанимателями, которым установлена броня для приема на работу отдельных категорий граждан (в том числе обязанных лиц), определен п. 8 Положения о порядке установления брони: двухнедельный срок со дня образования вакансии. Однако к отношениям по трудоустройству обязанных лиц применяются нормы Декрета N 18, в том числе о сроке информирования о свободных рабочих местах (вакансиях), так как декреты имеют большую юридическую силу, в частности, по отношению к нормативным правовым актам Совета Министров Республики Беларусь (п. 4 ст. 23 Закона о нормативных правовых актах).
В письменной информации о свободных рабочих местах (вакансиях) требуется указать условия труда и размер оплаты по соответствующим вакансиям (ч. 11 п. 14 Декрета N 18). Могут быть указаны и иные сведения. Информировать орган по труду, занятости и социальной защите необходимо обо всех возникших вакансиях, так как иное не установлено законодательством.
При необходимости ликвидации рабочих мест, которые были созданы для обязанных лиц по заданию местных исполнительных и распорядительных органов (п. 7 Положения о порядке установления брони), наниматель должен согласовать их ликвидацию с этими органами (п. 12 Положения о порядке установления брони).
Отказ нанимателей в приеме на работу обязанных лиц, направленных органами по труду, занятости и социальной защите, по общему правилу не допускается (ч. 6 п. 14 Декрета N 18, ч. 1 п. 8 Положения о трудоустройстве обязанных лиц). Если, к примеру, обязанное лицо должно трудоустроиться на работу, для приема на которую ему необходима медицинская справка о состоянии здоровья, отсутствие справки не является основанием для отказа в приеме на работу. Такого работника необходимо принять на работу и направить в медицинское учреждение для прохождения медицинского осмотра.
За нарушения, допущенные нанимателями, к которым должны быть трудоустроены обязанные лица, установлена административная ответственность. К ответственности может привлекаться организация как юрлицо, ее должностное лицо, по вине которого допущено нарушение.

Читать и комментировать полную версию юридического вопроса "Трудоустройство обязанных лиц"...

Понравился правовой ответ на юридический вопрос? Поделись ссылкой с друзьями в социальных сетях, поддержи наш юридический проект!

Платные консультации:

получить платную юридическую консультацию адвоката или иную правовую помощь можно по телефону, электронной почте или при личной встрече с адвокатом в его офисе. Достаточно позвонить адвокатам по телефонам:



При звонке из Республики Беларусь вместо цифр "+375 29" можно набирать цифры "8 029".

Телефоны адвокатов доступны
с 8.00 до 22.00 ежедневно.
В рамках платных консультаций правовая помощь оказывается с учетом всех Ваших правовых нюансов и представленных Вами документов. По итогам устной консультации возможна подготовка письменного документа с текстами извлечений из нормативных правовых актов (нормы, на основании которых дана консультация).

Обращаем внимание, что указанные телефоны принадлежат адвокатам и не предназначены для бесплатных консультаций! Получить бесплатную помощь Вы можете только задав вопрос на нашем сайте.

Последние Вопросы:

Вчера, 13:39
Добрый вечер. Бывшая жена моего мужа подала на алименты. Муж работает в РФ, когда он приезжает , ребенок проживает с нами постоянно, т.е месяц с...
Прочитать ответ
Вчера, 13:38
Добрый вечер. При разводе я отказался от прав на собственность в пользу бывшей супруги. Скажите могу ли я подать иск на возврат этих прав?? Верна ли...
Прочитать ответ
Вчера, 13:38
Скажите пожалуйста если мать в судебном порядке отказалась от алиментов ДНК экспертизы суд ее направлял 2раза и хочет лишить отца родительских прав...
Прочитать ответ
Другие вопросы

Архив Вопросов:


Сентябрь 2024 (174)
Август 2024 (375)
Июль 2024 (350)
Июнь 2024 (379)
Май 2024 (324)
Апрель 2024 (437)