Моральный вред и защита прав потребителя
Автор: sfif от 12 ноября 2023
Подготовил адвокат Специализированной юридической консультации №1 г. Минска Астапчик Ирина Николаевна (тел.:8-029 122 60 81).
Адрес офиса: г.Минск, ул. Московская, 12 каб. 301
Окончила факультет права Белорусского государственного экономического университета по специальности правоведение. Диплом с отличием. Присвоена квалификация "юрист" в 2003 году.
Бакалавр экономический наук.
Со 2 ноября 2012 года является адвокатом Минской городской коллегии адвокатов в специализированной юридической консультации № 1 г. Минска по правовому обслуживанию субъектов хозяйствования. Лицензия адвоката № 02240/2210 от 2 ноября 2012 года.
Моральный вред и защита прав потребителя
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, гражданин вправе требовать от нарушителя денежную компенсацию указанного вреда (ч. 1 ст. 152 ГК).
Под моральным вредом следует понимать испытываемые гражданином совместно или по отдельности (ч. 1 ст. 152 ГК):
- физические страдания. Это физическая боль, функциональное расстройство организма, изменения в эмоционально-волевой сфере, иные отклонения от обычного состояния здоровья, которые являются последствием действий (бездействия), посягающих на нематериальные блага или имущественные права гражданина (ч. 2 п. 8 постановления Пленума ВС N 7);
- нравственные страдания. Они обычно выражаются в ощущениях страха, стыда, унижения, а равно в иных неблагоприятных для человека в психологическом аспекте переживаниях, связанных с утратой близких, потерей работы, раскрытием врачебной тайны, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, с ограничением или лишением каких-либо прав граждан и т.п. (ч. 3 п. 8 постановления Пленума ВС N 7).
Право потребителя на компенсацию морального вреда предусмотрено в подп. 1.5 п. 1 ст. 5 Закона Республики Беларусь о защите прав потребителей.
Основные положения о компенсации морального вреда в сфере защиты прав потребителей предусмотрены в нормах ст. 970 ГК, ст. 18 Закона о защите прав потребителей, исходя из содержания которых можно выделить следующие отличительные признаки института компенсации морального вреда в сфере защиты прав потребителей:
- основанием для возникновения права требовать компенсации морального вреда является нарушение изготовителем (продавцом, поставщиком, представителем, исполнителем, ремонтной организацией) прав потребителя, предусмотренных законодательством;
- компенсация морального вреда осуществляется причинителем вреда при наличии его вины, если иное не предусмотрено законодательными актами;
- необходимость или факт возмещения имущественного вреда причинителем такого вреда не влияет на возможность компенсации морального вреда потребителю;
- компенсация морального вреда осуществляется только в денежной форме;
- размер компенсации морального вреда определяется судом;
- определение размера компенсации морального вреда осуществляется с учетом:
характера причиненных потребителю физических и нравственных страданий;
степени вины причинителя вреда в случае, когда его вина является основанием для возмещения вреда;
принципа разумности и справедливости;
- суд должен оценивать в каждом случае характер причиненных потребителю физических и нравственных страданий с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потребителя.
Следует отметить, что нормы ст. 970 ГК и ст. 18 Закона о защите прав потребителей носят императивный характер и не предусматривают вариативности действий причинителя вреда и потребителя в целях компенсации морального вреда.
Таким образом, по общему правилу размер компенсации морального вреда определяется судом (п. 3 ст. 18 Закона о защите прав потребителей). Однако законодательство не запрещает сторонам урегулировать конфликт во внесудебном порядке, в том числе договориться о компенсации морального вреда, при условии если права потребителя действительно были нарушены.
При этом, поскольку продавец является субъектом хозяйствования (юридическим лицом или ИП), для произведения выплаты у него должно быть юридическое основание. Таким основанием может быть требование потребителя, в котором он заявляет о выплате определенной суммы морального вреда, либо соглашение сторон, в котором стороны согласовывают размер подлежащего возмещению морального вреда.
Если Вам нужна срочная правовая помощь...
Если Вы не получили ответ на свой вопрос или по каким-то причинам он Вам не ясен...
Если Вы хотите получить квалифицированную помощь адвоката с учетом Ваших деталей...
Если Вам нужно представительство Ваших интересов уже сегодня...
Если Вы не уверены, что сможете сами защитить свои законные права...
Мы предлагаем воспользоваться платной юридической помощью адвоката
Филанович Ирины Николаевны.
Специальное разрешение (лицензия) на право осуществления адвокатской деятельности, выданное Министерством юстиции Республики Беларусь № 02240/2210.
Телефон +375 29 122-60-81.
Мы рекомендуем Вам бесплатно зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем. Только при выполнении этого простого условия Вы сможете добавить Ваш правовой Вопрос или комментарий на наш сайт и получить на него юридический ответ!