ПравоВед.by - Юридическая консультация, правовая помощь адвоката, юридические услуги, представительство в суде.

 
 

Популярные вопросы:

Изменение срока альтернативной службы

Здраствуйте! Законом Республики Беларусь от 11 мая 2023 г. № 268-З были внесены изменения в Закон Республики Беларусь от 5 ноября 1992 г. № 1914-XII...

Подажа права аренды на землю с некапитальным строением

Добрый день. Можно ли право аренды на землю с некапитальным строением продать/передать покупателю этого самого некапитального строения? Или эта...

Проживание сожителя

Скажите пожалуйста. В частном доме прописана мать, дочка и сожитель матери. Имеет ли он право на жилплощадь, после смерти сожительницы т.е моей...

Порядок пользования жилым помещением

Здравствуйте, у нас проватизирована квартира, я в комнате где жила с сыном повесила замок. Родственники не дают жизни которые участвовали в...

Специальная конфискация

Здравствуйте. Имеет ли право ГАИ конфисковать автомобиль за повторное в течение года вождение в нетрезвом виде, если автомобиль не принадлежит...

Проживание матери по месту регистрации ребёнка

Несовершеннолетний ребенок ( 6мес) зарегистрирован по месту жительства отца. Имеет ли право вместе с ребенком проживать мать, которая осуществляет...

Нарушение защитного предписания

Здравствуйте, у меня такая ситуация, мы живём с мужем у нас 4 детей он поскольдалил, его забрали на сутки, участковый написал предписания что бы он...

Материальная ответственность

Добрый вечер! Помогите пожалуйста разобраться в ситуации. На мужа (материально ответственное лицо) пытаются повесить долг за поломку рабочей машины....

Наследство и долги

Здравствуйте. Подскажите мать умерла 7 лет назад, у неё был кредит. Через 3 года договор закрыли, т.к не было наследства. А теперь спустя 3 года ещё...

Раздел имущества супругов

Добрый день. В браке была куплена 1 комнатная квартира (кредит еще выплачивается). Оформлена на жену. Я, муж, в ней прописан. У нас есть...

Внимание! Каждый Ваш вопрос уникален и юридическая консультация дается только по нормативным правовым актам, которые действовали на момент написания конкретного вопроса! Не поленитесь задать свой уникальный юридический вопрос. Мы рады каждому обращению к нам за консультацией, но постарайтесь, задавая Ваш юридический вопрос, описать сложившуюся юридическую ситуацию как можно подробнее не опуская ни одной правовой детали.

В связи с эпидемиологической ситуацией наши адвокаты предлагают в том числе устное консультирование и подготовку письменных документов удаленно. Детали уточняйте по телефонам адвокатов.


Платная правовая помощь адвоката: (8-029) 122-60-81.

получить платную юридическую консультацию адвоката или иную правовую помощь можно по телефону, электронной почте или при личной встрече с адвокатом в его офисе. Достаточно позвонить адвокатам по телефонам:



При звонке из Республики Беларусь вместо цифр "+375 29" можно набирать цифры "8 029".

Телефоны адвокатов доступны
с 8.00 до 22.00 ежедневно.
В рамках платных консультаций правовая помощь оказывается с учетом всех Ваших правовых нюансов и представленных Вами документов. По итогам устной консультации возможна подготовка письменного документа с текстами извлечений из нормативных правовых актов (нормы, на основании которых дана консультация).

Обращаем внимание, что указанные телефоны принадлежат адвокатам и не предназначены для бесплатных консультаций! Получить бесплатную помощь Вы можете только задав вопрос на нашем сайте.

Расследование нанимателем несчастного случая.


Автор: sfif от 26 октября 2023
 
Материал подобран и подготовлен с учетом действующего законодательства по состоянию на октябрь 2023 года.


Подготовил адвокат Специализированной юридической консультации №1 г. Минска Астапчик Ирина Николаевна (тел.:8-029 122 60 81).

Адрес офиса: г.Минск, ул. Московская, 12 каб. 301




Окончила факультет права Белорусского государственного экономического университета по специальности правоведение. Диплом с отличием. Присвоена квалификация "юрист" в 2003 году.
Бакалавр экономический наук.
Со 2 ноября 2012 года является адвокатом Минской городской коллегии адвокатов в специализированной юридической консультации № 1 г. Минска по правовому обслуживанию субъектов хозяйствования. Лицензия адвоката № 02240/2210 от 2 ноября 2012 года.



Расследование нанимателем несчастного случая.


Обязанность работодателя проводить расследование несчастного случая на производстве вытекает из абз. 10 п. 323 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом от 25.08.2006 N 530, и абз. 7 ч. 1 ст. 17 Закона от 23.06.2008 N 356-З "Об охране труда". Порядок расследования несчастных случаев на производстве регламентируется Правилами расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными постановлением Совмина от 15.01.2004 N 30 (далее - Правила N 30).
В соответствии с п. 3 Правил N 30 работодатель проводит расследование несчастных случаев, происшедших с работающими в организации, у страхователя в течение рабочего времени, в периоды времени до начала и после окончания работы:
на территории организации, страхователя или в ином месте работы, в том числе в служебной командировке, а также в любом другом месте, где потерпевший находился в связи с работой;
(в ред. постановлений Совмина от 19.04.2010 N 579, от 31.07.2015 N 654, от 29.08.2019 N 575)
при следовании к месту работы или с места работы на транспорте, предоставленном организацией, страхователем;
(пп. 3.2 в ред. постановления Совмина от 29.08.2019 N 575)
при передвижении на личном транспорте, используемом для нужд организации, страхователя в соответствии с заключенным в установленном порядке договором (соглашением) между работающим и организацией, страхователем или условиями трудового договора (контракта);
(пп. 3.3 в ред. постановления Совмина от 29.08.2019 N 575)
на транспорте общего пользования или ином транспорте, а также во время следования пешком при передвижении между объектами обслуживания либо выполнении задания организации, страхователя (ее (его) уполномоченного должностного лица);
(в ред. постановлений Совмина от 31.07.2015 N 654, от 29.08.2019 N 575)
при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель, проводник, другой работник);
при работе вахтовым (экспедиционным) методом во время междусменного отдыха, а также при нахождении на судне в свободное от вахты и судовых работ время;
при выполнении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий;
при участии в оплачиваемых общественных работах безработных граждан, зарегистрированных в комитете по труду, занятости и социальной защите Минского городского исполнительного комитета, управлениях (отделах) по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов;
(в ред. постановлений Совмина от 18.02.2008 N 221, от 19.04.2010 N 579)
при следовании к месту служебной командировки и обратно:
на транспорте общего пользования (кроме транспорта общего пользования, осуществляющего городские перевозки);
на транспорте, предоставленном организацией, страхователем;
на личном транспорте, используемом для нужд организации, страхователя в соответствии с заключенным в установленном порядке договором (соглашением) между работающим и организацией, страхователем или условиями трудового договора (контракта);
на ином транспорте (при следовании от населенного пункта - местонахождения постоянного места работы к населенному пункту - месту служебной командировки и обратно);
при следовании на транспорте общего пользования, осуществляющем городские перевозки, ином транспорте и (или) пешком при перемещении в пределах населенного пункта от места высадки из транспортных средств, перечисленных в абзацах втором - пятом настоящего подпункта, до места служебной командировки и от места служебной командировки до места посадки в транспортные средства, перечисленные в абзацах втором - пятом настоящего подпункта.
Приведенный перечень оснований для расследования несчастного случая на производстве является исчерпывающим. Травма, полученная работающим, не повлекшая временную (не менее одного дня) утрату им трудоспособности, расследованию не подлежит. Однако она должна быть учтена страхователем (работодателем) в журнале регистрации несчастных случаев (п. 28 Правил N 30).
В соответствии с ч. 1 п. 18 Правил N 30 расследование несчастного случая на производстве (кроме группового, со смертельным исходом или приведшего к тяжелым производственным травмам) проводится уполномоченным должностным лицом организации, страхователя с участием уполномоченного представителя профсоюза (иного представительного органа работников), специалиста по охране труда организации, страхователя или другого специалиста, на которого возложены соответствующие обязанности по охране труда, либо руководителя юридического лица (индивидуального предпринимателя), аккредитованного на оказание услуг в области охраны труда, а также страховщика, потерпевшего и (или) лица, представляющего его интересы (по их требованию).
Вместе с тем согласно п. 20 Правил N 30 несчастные случаи на производстве (кроме группового, со смертельным исходом либо приведшего к тяжелым производственным травмам) с главами и членами крестьянских (фермерских) хозяйств расследуются и учитываются местными исполнительными и распорядительными органами, у которых зарегистрированы указанные хозяйства.
Кроме того, Правилами N 30 предусмотрен особый порядок расследования:
групповых несчастных случаев, происшедших одновременно с двумя и более работающими независимо от тяжести полученных травм;
несчастных случаев со смертельным исходом;
несчастных случаев, приведших к тяжелым производственным травмам.
При наступлении перечисленных несчастных случаев проводится их специальное расследование государственным инспектором труда. Уполномоченные представители организации, страхователя, профсоюза (иного представительного органа работников), вышестоящей организации (местного исполнительного и распорядительного органа), а также страховщика, потерпевшего и (или) лица, представляющего его интересы (по их требованию), в соответствии с ч. 1 п. 45 Правил N 30 принимают обязательное участие в специальном расследовании.
Правила N 30 также регламентируют сроки, в течение которых работодатель обязан провести расследование несчастного случая на производстве. Так, общий срок расследования несчастного случая установлен п. 21 Правил N 30 и составляет не более трех рабочих дней. В указанный срок не включается время, необходимое для проведения экспертиз, получения заключений правоохранительных органов, организаций здравоохранения и других органов и организаций.
Однако согласно ч. 1 п. 27 Правил N 30 несчастный случай, о котором страхователю, организации не поступило сообщение в течение рабочего дня (смены) или вследствие которого потеря трудоспособности наступила не сразу, расследуется в течение одного месяца со дня, когда страхователю стало известно о несчастном случае (поступление заявления от работающего или его родственников о несчастном случае, листка нетрудоспособности с записью о производственной травме, иной информации).
В соответствии с п. 49 Правил N 30 специальное расследование несчастного случая проводится (включая оформление и рассылку документов) в течение 15 рабочих дней со дня получения сообщения о несчастном случае на производстве. В указанный срок не включается время, необходимое для проведения экспертиз, технических расчетов, лабораторных исследований, испытаний, получения заключений правоохранительных органов, организаций здравоохранения и других органов и организаций.
При этом срок проведения специального расследования несчастного случая на производстве может быть однократно продлен не более чем на 15 рабочих дней главным государственным инспектором труда области и города Минска (лицом, исполняющим его обязанности). Более длительные сроки проведения такого расследования может устанавливать главный государственный инспектор труда Республики Беларусь (лицо, исполняющее его обязанности).

Читать и комментировать полную версию юридического вопроса "Расследование нанимателем несчастного случая."...

Понравился правовой ответ на юридический вопрос? Поделись ссылкой с друзьями в социальных сетях, поддержи наш юридический проект!

Трудовые отношения и смена собственника имущества организации


Автор: sfif от 25 октября 2023
 
Материал подобран и подготовлен с учетом действующего законодательства по состоянию на октябрь 2023 года.


Подготовил адвокат Специализированной юридической консультации №1 г. Минска Астапчик Ирина Николаевна (тел.:8-029 122 60 81).

Адрес офиса: г.Минск, ул. Московская, 12 каб. 301



Окончила факультет права Белорусского государственного экономического университета по специальности правоведение. Диплом с отличием. Присвоена квалификация "юрист" в 2003 году.
Бакалавр экономический наук.
Со 2 ноября 2012 года является адвокатом Минской городской коллегии адвокатов в специализи-рованной юридической консультации № 1 г. Минска по правовому обслуживанию субъектов хо-зяйствования. Лицензия адвоката № 02240/2210 от 2 ноября 2012 года.



Адвокат осуществляет консультационное сопровождение, составление исков о восстановлении на работе


Трудовые отношения и смена собственника имущества организации

Законодательство не содержит определения, что следует понимать под сменой собственника имущества организации. Полагаем, что под сменой собственника следует понимать переход права собственности на имущество организации. Напомним, что собственность может быть государственной и частной.
Согласно п. 3 ст. 214 ГК в собственности коммерческих и некоммерческих организаций находится имущество:
переданное в качестве вкладов (взносов) учредителями (участниками, членами), за исключением переданного унитарным предприятиям, государственным объединениям либо учреждениям, финансируемым собственником. Имущество, переданное унитарным предприятиям, государственным объединениям либо учреждениям, финансируемым собственником, не является собственностью данных организаций. Собственником данного имущества выступают учредители организаций (ч. 3 п. 2 ст. 44 ГК);
приобретенное этими юридическими лицами.
Государственная собственность выступает в двух видах:
республиканской собственности (собственность Республики Беларусь) и
коммунальной собственности (собственность административно-территориальных единиц) (п. 1 ст. 215 ГК).
Смена собственника имущества организации отличается от реорганизации тем, что, как правило, при смене собственника имущества организации не изменяется наименование (например, при смене собственника унитарного предприятия), не вносятся изменения в ЕГР.
Смена собственника имущества организации может происходить при:
приватизации государственного имущества (ст. 218 ГК);
национализации имущества (ст. 245 ГК);
продаже предприятия как имущественного комплекса (ст. 530 ГК);
реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) (ст. 53 ГК). Напомним, что реорганизация может происходить и без смены собственника имущества организации (например, слияние нескольких унитарных предприятий, принадлежащих одному и тому же лицу).
Изменение состава учредителей (участников) хозяйственных товариществ и обществ не является основанием для прекращения трудовых отношений с работниками. Это связано с тем, что согласно п. 3 ст. 214 ГК коммерческие и некоммерческие организации (кроме унитарных предприятий, государственных объединений либо учреждений, финансируемых собственником) являются собственниками имущества, переданного в качестве вкладов (взносов) учредителями (участниками, членами) этих организаций, а также имущества, приобретенного этими организациями. Следовательно, при изменении состава участников (учредителей) собственником имущества по-прежнему остается сама организация и смены собственника имущества не происходит.
Согласно законодательству при смене собственника имущества организации трудовые отношения с согласия работника на условиях, предусмотренных трудовым договором, продолжаются (ч. 3 ст. 36 ТК). В случае отказа работника от продолжения работы трудовой договор прекращается в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 35 ТК в связи со сменой собственника имущества организации.
Законодательство не обязывает нанимателя уведомлять работника о смене собственника имущества организации. Однако, прежде чем согласиться или отказаться, работник должен узнать о смене собственника имущества организации, следовательно, нанимателю нужно уведомить работника об этом. Законодателем не урегулирован вопрос о том, каким собственником имущества организации должно быть произведено уведомление. Полагаем, что уведомление должен произвести прежний собственник имущества организации до изменения собственника имущества организации.
Не установлен и срок для уведомления работника о смене собственника имущества организации. Целесообразно предупредить работника о смене собственника имущества организации заблаговременно, чтобы предоставить ему возможность обдумать свой выбор и принять взвешенное решение относительно продолжения работы после смены собственника. Полагаем правильным уведомлять работника о предстоящей смене собственника организации не позднее чем за один месяц до запланированной даты смены собственника имущества организации по аналогии с предупреждением работника об изменении существенных условий труда (ч. 3 ст. 32 ТК).

Законодательство не содержит каких-либо требований к способу и форме уведомления работника о смене собственника имущества организации. Уведомить работников возможно, в частности, следующим образом:
- объявить решение о смене собственника имущества организации на общем собрании трудового коллектива;
- вручить каждому работнику персональное уведомление о смене собственника имущества организации. Содержание уведомления законодательством не регламентировано. Полагаем, что в нем должна быть отражена такая же информация, что и при уведомлении работника о проведении реорганизации.
Предложение продолжить трудовые отношения должно быть осуществлено на условиях, предусмотренных заключенным трудовым договором, в том числе по той же профессии рабочего, занимаемой должности служащего (ч. 3 ст. 36 ТК).

Персональное уведомление работника о смене собственника имущества организации лучше оформить в двух экземплярах.

Увольнение работника вследствие отказа работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 35 ТК не является увольнением по инициативе нанимателя. Следовательно, по указанному основанию могут быть также уволены (ч. 3 ст. 268, ч. 5 ст. 271, ст. 282, ч. 3 ст. 283 ТК):
беременные женщины;
женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет;
одинокие родители, имеющие ребенка в возрасте до трех лет;
одинокие родители, имеющие ребенка в возрасте от трех до четырнадцати лет (детей-инвалидов до восемнадцати лет);
работающие отцы, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.
работники моложе восемнадцати лет.
инвалиды, в том числе инвалиды, проходящие медицинскую, профессиональную, трудовую и социальную реабилитацию.
Однако наниматель не вправе уволить по данному основанию:
молодых специалистов, т.к. смена собственника имущества организации не является основанием для его перераспределения (перенаправления) (ст. 85 Кодекса об образовании, п. 19, 20 Положения о порядке распределения).
обязанных лиц, т.к. увольнение в связи с отказом от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации к основаниям для увольнения данной категории лиц не относится (ч. 13, 15 п. 14 Декрета N 18).
При уведомлении о смене собственника имущества организации указанных лиц, нанимателю следует указать о смене собственника имущества организации и то, что увольнение в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 35 ТК не является основанием для прекращения с ними трудового договора (контракта).
Работник вправе отказаться от продолжения работы по той же профессии рабочего или занимаемой должности служащего в связи со сменой собственника имущества организации (ч. 3 ст. 36 ТК). Законодательством не установлены требования к форме и способу выражения работником отказа от продолжения работы. Полагаем целесообразным оформлять отказ работника от продолжения трудовых отношений в письменной форме, так как этот отказ является основанием для издания приказа об увольнении. Кроме того, надлежащим образом оформленный документ в случае необходимости (возникновение судебного спора, проведение проверки и т.п.) значительно упрощает процесс доказывания.
Отказ работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации может быть оформлен в виде:
- совершения работником (собственноручно) записи об отказе от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации на бланке уведомления о смене собственника имущества организации.
- заявления работника об отказе от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации.
При отказе работника от продолжения работы по той же профессии рабочего, занимаемой должности служащего в связи со сменой собственника имущества организации трудовой договор прекращается в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 35 ТК.
После получения отказа работника от продолжения работы на условиях, предусмотренных трудовым договором, наниматель обязан:
1) издать приказ об увольнении. В законодательстве отсутствует указание на то, с какой даты прекращаются трудовые отношения вследствие отказа работника от продолжения работы в связи со сменой собственника организации. Полагаем, что при определении даты следует исходить из тех же оснований, что и при определении увольнения вследствие отказа работника от продолжения трудовых отношений в связи с реорганизацией организации. То есть увольнение работника должно быть произведено до того, как произойдет смена собственника имущества организации. При этом наиболее безопасным для нанимателя будет расторжение трудового договора в день смены собственника имущества организации.
Смена собственника организации считается завершенной с момента государственной регистрации перехода права собственности на имущество (п. 3 ст. 8 Закона о государственной регистрации недвижимого имущества)).
2) ознакомить работника с приказом об увольнении;
3) внести запись в трудовую книжку об увольнении.
4) не позднее дня увольнения произвести все причитающиеся работнику выплаты на день увольнения (заработная плата, компенсация за неиспользованный отпуск, выходное пособие). Исключения составляют выплаты, размер которых определяется по результатам работы за месяц или иной отчетный период, в соответствии с установленной в данной организации системой оплаты труда (ч. 1 ст. 77 ТК). Следует помнить, что совместителям выходное пособие не выплачивается (ч. 7 ст. 48 ТК).
В случае невыплаты по вине нанимателя на день увольнения всех причитающихся работнику сумм выплат наниматель несет ответственность в соответствии со ст. 78 ТК.
5) выдать работнику трудовую книжку в день увольнения (последний день работы) (ч. 6 ст. 50 ТК). При получении трудовой книжки в связи с увольнением работник расписывается в книге учета с указанием даты получения (ч. 6 п. 79 Инструкции о трудовых книжках). В случае задержки выдачи трудовой книжки наниматель несет ответственность в соответствии со ст. 79 ТК.
6) включить копию приказа (распоряжения) об увольнении либо выписку из него в личное дело работника (в отношении работников, на которых заведены личные дела), завершить личное дело делопроизводством и сдать в архив.
7) при увольнении работника, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, уведомить об увольнении в месячный срок военкомат по месту жительства. Если военнообязанный состоит или обязан состоять в запасе органов госбезопасности, то уведомить об увольнении нужно областное управление КГБ (абз. 2 ч. 1 ст. 9 Закона о воинской обязанности). Также необходимо сообщить в банк об увольнении главного бухгалтера и руководителя организации (ч. 4 ст. 200 Банковского кодекса).

Читать и комментировать полную версию юридического вопроса "Трудовые отношения и смена собственника имущества организации"...

Понравился правовой ответ на юридический вопрос? Поделись ссылкой с друзьями в социальных сетях, поддержи наш юридический проект!

Трудовые отношения и реорганизация нанимателя


Автор: sfif от 25 октября 2023
 
Материал подобран и подготовлен с учетом действующего законодательства по состоянию на октябрь 2023 года.


Подготовил адвокат Специализированной юридической консультации №1 г. Минска Астапчик Ирина Николаевна (тел.:8-029-1226081).

Адрес офиса: г.Минск, ул. Московская, 12 каб. 301



Окончила факультет права Белорусского государственного экономического университета по специальности правоведение. Диплом с отличием. Присвоена квалификация "юрист" в 2003 году.
Бакалавр экономический наук.
Со 2 ноября 2012 года является адвокатом Минской городской коллегии адвокатов в специализированной юридической консультации № 1 г. Минска по правовому обслуживанию субъектов хозяйствования. Лицензия адвоката № 02240/2210 от 2 ноября 2012 года.


Трудовые отношения и реорганизация нанимателя


Реорганизация начинается с принятия решения о реорганизации.
В соответствии с п. 1 ст. 53 ГК реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению:
- собственника имущества (учредителей, участников) юридического лица;
- органа юридического лица, уполномоченного на это учредительными документами;
- уполномоченных государственных органов, в том числе суда.
Законодательством могут устанавливаться определенные требования к форме и содержанию решения о реорганизации в зависимости от формы реорганизации, организационно-правовой формы реорганизуемого юридического лица, а также от того, кто принимает решение о реорганизации.
В решении о реорганизации может содержаться информация о сроке реорганизации, о порядке распоряжения имуществом участвующих в реорганизации организаций, о юридическом лице, образуемом в результате реорганизации, размере и порядке формирования его уставного фонда, компетенции органов управления создаваемого юридического лица и другие сведения.
Поскольку при реорганизации организации всегда есть ее правопреемник, следовательно, вне зависимости от формы, реорганизация организации не является безусловным основанием для прекращения трудовых отношений с работниками. Напротив, согласно ч. 3 ст. 36 ТК трудовые отношения с согласия работника на условиях, предусмотренных трудовым договором, продолжаются. Это означает обязанность для реорганизуемой организации и ее правопреемника обеспечить и соответствующим образом оформить продолжение трудовых отношений с работником на тех условиях, которые были установлены до реорганизации при заключении трудового договора.
При реорганизации в форме слияния работники организаций, участвующих в слиянии, станут работниками организации, возникшей в результате слияния, если согласятся на продолжение трудовых отношений.
При реорганизации в форме присоединения одной организации к другой работники присоединяемой организации и работники организации, к которой осуществляется присоединение, при наличии их согласия станут работниками организации, образованной в результате реорганизации.
При реорганизации в форме выделения часть работников реорганизуемой организации станут работниками организации, созданной в результате выделения, часть - останутся работниками реорганизованной организации. В результате реорганизации в форме выделения новая организация может быть образована на базе филиала либо иного структурного подразделения. В таком случае штат выделенного юридического лица обычно формируется из работников соответствующего филиала (структурного подразделения) при их согласии.
После принятия решения о реорганизации необходимо определить, какие мероприятия и в какие сроки должны быть проведены для успешного завершения реорганизации. Для организации работы различных служб и структурных подразделений, задействованных при проведении реорганизации, а также для назначения работников, ответственных за проведение мероприятий по реорганизации, руководителю организации следует издать приказ (распоряжение) о мероприятиях по реорганизации.
Представляется целесообразным поручить кадровой службе следующее:
- вручить под расписку каждому работнику персональное уведомление о реорганизации организации;
- получить от каждого работника письменное согласие на продолжение трудовых отношений либо письменный отказ от продолжения работы в связи с реорганизацией организации. Возможно указать на форму выражения согласия или отказа: в виде заявления либо в виде записи на уведомлении о реорганизации;
- уведомить работников о последствиях отказа от продолжения работы в связи с реорганизацией: о прекращении трудового договора в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 35 ТК с выплатой выходного пособия в соответствии с законодательством (ч. 4 ст. 48 ТК);
- информировать работников о том, что непоступление заявления (несовершение записи на уведомлении) о согласии на продолжение трудовых отношений либо об отказе от продолжения работы в связи с реорганизацией организации в установленный срок будет расцениваться нанимателем как согласие на продолжение работы;
- приказ (распоряжение) о мероприятиях по реорганизации довести до сведения работников.
Законодательство не обязывает нанимателя уведомлять работника о предстоящей реорганизации. Вместе с тем продолжение трудовых отношений при реорганизации возможно лишь при условии согласия работника. Прежде чем согласиться или отказаться, работник должен узнать о проведении реорганизации, следовательно, нанимателю нужно уведомить работника об этом.
Срок для уведомления работника о реорганизации законодательством не установлен. Целесообразно предупредить работника о реорганизации организации заблаговременно, чтобы предоставить ему возможность обдумать свой выбор и принять взвешенное решение относительно продолжения работы после реорганизации. Полагаем правильным уведомлять работника о предстоящей реорганизации как минимум за один месяц до запланированной даты ее завершения по аналогии с предупреждением работника об изменении существенных условий труда (ч. 3 ст. 32 ТК).
Законодательство не содержит каких-либо требований к способу и форме уведомления работника о реорганизации. Уведомить работников о реорганизации возможно, в частности, следующим образом:
- объявить решение о реорганизации на общем собрании трудового коллектива;
- вручить каждому работнику персональное уведомление о реорганизации.
Содержание уведомления работника о проведении реорганизации законодательством не регламентировано. Исходя из его сущности и назначения, полагаем, что в нем должна содержаться следующая информация:
- фамилия, инициалы, должность служащего (профессия рабочего) с указанием структурного подразделения работника, которому адресуется уведомление;
- условия, на которых работнику предлагается продолжить трудовые отношения.
Предложение продолжить трудовые отношения должно быть осуществлено на условиях, предусмотренных заключенным трудовым договором, в том числе по той же профессии рабочего, занимаемой должности служащего (ч. 3 ст. 36 ТК);

- срок, в течение которого работнику следует выразить согласие на продолжение трудовых отношений либо отказ от продолжения работы в связи с реорганизацией;
- последствия отказа от продолжения работы в связи с реорганизацией.
Персональное уведомление работника о проведении реорганизации лучше оформить в двух экземплярах: один экземпляр вручается работнику (под подпись), второй экземпляр (с отметкой о вручении работнику) остается у нанимателя.
Работник вправе отказаться от продолжения работы по той же профессии рабочего или занимаемой должности служащего в связи с реорганизацией организации (ч. 3 ст. 36 ТК). Законодательством не установлены требования к форме и способу выражения работником отказа от продолжения работы. Полагаем целесообразным оформлять отказ работника от продолжения трудовых отношений в письменной форме, так как этот отказ является основанием для издания приказа об увольнении. Кроме того, надлежащим образом оформленный документ в случае необходимости (возникновение судебного спора, проведение проверки и т.п.) значительно упрощает процесс доказывания.
Отказ работника от продолжения работы в связи с реорганизацией может быть оформлен в виде:
- совершения работником (собственноручно) записи об отказе от продолжения работы в связи с реорганизацией на бланке уведомления о проведении реорганизации - экземпляре нанимателя.
В законодательстве отсутствует указание на то, с какой даты прекращаются трудовые отношения вследствие отказа работника от продолжения работы в связи с реорганизацией организации. Рассмотрим, что следует учитывать при определении этой даты.
Отказ работника от продолжения работы в связи с реорганизацией организации означает отказ от работы в той организации, которая будет реорганизована либо создана в результате реорганизации. Следовательно, уволить работника нужно до того, как реорганизация будет завершена. Логичным представляется, что приказ об увольнении работника вследствие отказа от продолжения работы в связи с реорганизацией издает тот наниматель, с которым у работника заключен трудовой договор, до завершения реорганизации.
Реорганизация юридического лица в форме слияния, разделения, выделения и преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица (лиц) (ч. 1 п. 4 ст. 53 ГК). Юридическое лицо считается зарегистрированным с даты проставления уполномоченным сотрудником регистрирующего органа штампа на его уставе (учредительном договоре - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) и внесения записи о государственной регистрации юридического лица в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР). Проставление штампа и внесение записи о государственной регистрации осуществляются в день подачи документов, представляемых для государственной регистрации (п. 23 Положения о государственной регистрации).
Реорганизация юридического лица в форме присоединения считается завершенной с момента внесения в ЕГР записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (ч. 2 п. 4 ст. 53 ГК). Такая запись вносится при регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) организации, к которой осуществляется присоединение (абз. 5 ч. 1 п. 20 Инструкции о порядке ведения ЕГР). Изменения и (или) дополнения считаются зарегистрированными с даты проставления уполномоченным сотрудником регистрирующего органа штампа на таких изменениях и (или) дополнениях и внесения записи об их государственной регистрации в ЕГР. Проставление штампа и внесение записи о государственной регистрации осуществляются в день подачи документов, представляемых для государственной регистрации (п. 23 Положения о государственной регистрации).
Представление документов в регистрирующий орган и их регистрация означают, что в этот день происходят:
- прекращение деятельности организации (при слиянии, присоединении, разделении и преобразовании);
- возникновение новой организации (при слиянии, разделении, выделении и преобразовании).
Таким образом, увольнение работника вследствие отказа от продолжения работы в связи с реорганизацией организации возможно после получения нанимателем отказа работника от продолжения работы и до момента подачи документов в регистрирующий орган.
Полагаем, что увольнение работника вследствие отказа от продолжения работы в связи с реорганизацией организации в день завершения реорганизации является более безопасным для нанимателя. Вместе с тем могут возникать ситуации, когда прекращение трудового договора по указанному основанию до завершения реорганизации устраивает и нанимателя, и работника: работник нашел другую работу, а наниматель с учетом прекращения деятельности организации вполне может без этого работника обойтись. При принятии решения об увольнении работника до завершения реорганизации нанимателю следует учитывать возможные риски такого решения.
При отказе работника от продолжения работы по той же профессии рабочего, занимаемой должности служащего в связи с реорганизацией организации трудовой договор прекращается в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 35 ТК.
После получения отказа работника от продолжения работы на условиях, предусмотренных трудовым договором, наниматель обязан:
1) издать приказ об увольнении работника вследствие отказа от продолжения работы в связи с реорганизацией организации (в связи со сменой собственника имущества и реорганизацией организации).
2) ознакомить работника с приказом об увольнении;
3) не позднее дня увольнения произвести все выплаты работнику, причитающиеся ему от нанимателя на день увольнения (заработная плата, компенсация за неиспользованный отпуск, выходное пособие). Исключения составляют выплаты, размер которых определяется по результатам работы за месяц или иной отчетный период, в соответствии с установленной в данной организации системой оплаты труда (ч. 1 ст. 77 ТК).

При прекращении трудового договора вследствие отказа работника от продолжения работы в связи с реорганизацией организации (в связи со сменой собственника и реорганизацией организации) работник имеет право на получение выходного пособия в размере не менее двухнедельного среднего заработка (ч. 4 ст. 48 ТК). Коллективным договором, соглашением может быть предусмотрен больший размер выходного пособия (ч. 6 ст. 48 ТК).
4) произвести в день увольнения запись в трудовой книжке работника (ч. 2 п. 26 Инструкции о трудовых книжках) об увольнении вследствие отказа от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества и (или) реорганизацией (слиянием, присоединением, разделением, выделением, преобразованием) организации (п. 5 ч. 2 ст. 35 ТК). Запись, вносимая в трудовую книжку, должна соответствовать формулировке приказа (распоряжения) нанимателя (ч. 3 п. 26 Инструкции о трудовых книжках).

5) выдать работнику трудовую книжку в день увольнения (последний день работы) (ч. 6 ст. 50 ТК). При получении трудовой книжки в связи с увольнением работник расписывается в книге учета с указанием даты получения (ч. 6 п. 79 Инструкции о трудовых книжках). В случае задержки выдачи трудовой книжки наниматель несет ответственность в соответствии со ст. 79 ТК.
6) включить заявление работника об отказе от продолжения работы в связи с реорганизацией организации (отказ работника от продолжения работы в связи с реорганизацией организации, оформленный в виде соответствующей записи на уведомлении работника о реорганизации) и копию приказа (распоряжения) об увольнении либо выписку из него в личное дело работника (в отношении работников, на которых заведены личные дела), завершить личное дело делопроизводством и сдать в архив.
7) при увольнении работника, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, уведомить об увольнении в месячный срок военкомат по месту жительства военнообязанного. Если военнообязанный состоит или обязан состоять в запасе органов госбезопасности, то уведомить об увольнении нужно областное управление КГБ (абз. 2 ч. 1 ст. 9 Закона о воинской обязанности).

Читать и комментировать полную версию юридического вопроса "Трудовые отношения и реорганизация нанимателя"...

Понравился правовой ответ на юридический вопрос? Поделись ссылкой с друзьями в социальных сетях, поддержи наш юридический проект!

Расторжение трудового договора в связи с сокращением численности работников


Автор: sfif от 25 октября 2023
 
Материал подобран и подготовлен с учетом действующего законодательства по состоянию на октябрь 2023 года.


Подготовил адвокат Специализированной юридической консультации №1 г. Минска Астапчик Ирина Николаевна (тел.:8-029 122 60 81).

Адрес офиса: г.Минск, ул. Московская, 12 каб. 301



Окончила факультет права Белорусского государственного экономического университета по специальности правоведение. Диплом с отличием. Присвоена квалификация "юрист" в 2003 году.
Бакалавр экономический наук.
Со 2 ноября 2012 года является адвокатом Минской городской коллегии адвокатов в специализи-рованной юридической консультации № 1 г. Минска по правовому обслуживанию субъектов хо-зяйствования. Лицензия адвоката № 02240/2210 от 2 ноября 2012 года.


Адвокат осуществляет консультационное сопровождение, составление исков о восстановлении на работе.



Расторжение трудового договора
в связи с сокращением численности или штата работников (п. 1 ст. 42 ТК)


При любой форме реорганизации может быть изменен вид деятельности реорганизованной организации. В организациях, участвующих в слиянии или присоединении, могут оказаться ра-ботники, выполняющие одни и те же трудовые функции. Следовательно, после реорганизации может измениться потребность организации в трудовых ресурсах.
В ситуации, когда объективные причины препятствуют сохранению трудовых отношений, законодательство предоставляет нанимателю право прекратить трудовой договор с работником в соответствии с п. 1 ст. 42 ТК (ч. 4 ст. 36 ТК). Необходимо отметить, что процедура увольнения работника в связи с сокращением численности или штата (п. 1 ст. 42 ТК) достаточно продолжи-тельная:
- наниматель обязан не менее чем за два месяца до увольнения, если более продолжительные сроки не предусмотрены коллективным договором, соглашением, письменно предупредить ра-ботника о предстоящем увольнении (ч. 3 ст. 43 ТК);
- наниматель обязан предлагать работнику в течение всего срока предупреждения о предсто-ящем увольнении другую имеющуюся у него работу, которую работник может выполнять с уче-том его квалификации (ч. 4 ст. 43 ТК);
- наниматель обязан не позднее чем за две недели уведомить профсоюз при его наличии (или получить согласие профсоюза на увольнение работников, если такая обязанность предусмотрена коллективными договорами, соглашениями) (ч. 1, 3 ст. 46 ТК);
- наниматель обязан не менее чем за два месяца до высвобождения работников письменно уведомить об этом орган по труду, занятости и социальной защите (далее - органы по труду) по месту нахождения нанимателя с указанием фамилии, профессии (специальности), квалификации и размера оплаты труда высвобождаемых работников (абз. 4 ч. 1 ст. 21 Закона о занятости населе-ния);
- массовое высвобождение работников, связанное с реорганизацией организаций, может осуществляться лишь при условии предварительного (не позднее чем за три месяца) уведомления в письменной форме соответствующих профсоюзов и проведения с ними переговоров по вопросу соблюдения прав работников (ч. 2 ст. 16 Закона о занятости населения).
Если при реорганизации происходит смена собственника имущества организации, то со-кращение численности или штата работников допускается только после государственной реги-страции перехода права собственности, то есть после окончания реорганизации (ч. 5 ст. 36 ТК). Следовательно, увольняет работников в связи с сокращением численности (штата) наниматель, который будет создан в результате реорганизации. В том случае, когда при реорганизации орга-низации собственник имущества не меняется, полагаем правильным издавать приказ об увольне-нии работника в связи с сокращением численности (штата) в соответствии с п. 1 ст. 42 ТК также после завершения реорганизации. Такое решение представляется наиболее безопасным для нани-мателя, так как даже если решение о реорганизации будет отменено и соответственно исчезнет основание для сокращения численности или штата, то это не повлечет наступления негативных последствий, связанных с восстановлением на работе работника, уволенного в связи с сокраще-нием численности (штата).
Полагаем, что предупредить работника о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности (штата) работников, уведомить органы государственной службы занятости и соот-ветствующий профсоюз (ст. 46 ТК, абз. 4 ч. 1 ст. 21 Закона о занятости населения) может:
Полагаем, что предупредить работника о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности (штата) работников, уведомить органы по труду и соответствующий профсоюз (ст. 46 ТК, абз. 3 ч. 1 ст. 21 Закона о занятости населения) может:
- организация, созданная в результате реорганизации, с которой у работника будут продол-жены трудовые отношения;
- реорганизуемая организация, выступающая в качестве нанимателя до реорганизации. В та-ком случае мероприятия по сокращению штата будут начаты организацией-правопредшественником, а продолжены (закончены) организацией-правопреемником.
Если на этапе принятия решения о реорганизации можно предположить, что трудовые ре-сурсы реорганизуемой организации (организаций) избыточны и после реорганизации трудовые функции работников не будут востребованы, то представляется целесообразным, не откладывая на долгий срок, выполнить следующие организационные мероприятия:
1) разработать проект штатного расписания, структуру и штатную численность (при необхо-димости) организации (организаций), которая будет действовать после реорганизации.

2) подготовить проекты должностных (рабочих) инструкций работников организации (орга-низаций), которые будут действовать после реорганизации.
Полагаем, что определение перечня организационных мероприятий и лиц, ответственных за их проведение, входит в компетенцию того лица, которое принимает решение о реорганизации.

При определении трудовых функций и разработке должностных инструкций служащих необходимо руководствоваться Общими положениями ЕКСД, а также квалификационными ха-рактеристиками конкретных должностей служащих, которые содержатся в соответствующих вы-пусках ЕКСД.
При определении содержания, объема и порядка выполнения работ на рабочем месте и раз-работке рабочих инструкций необходимо руководствоваться Общими положениями ЕТКС, а так-же тарифно-квалификационными характеристиками профессий рабочих, которые содержатся в соответствующем выпуске ЕТКС.
После подготовки проектов должностных инструкций необходимо решить, трудовые функ-ции каких работников реорганизуемых юридических лиц не будут востребованы после реоргани-зации. В отношении этих работников нанимателю следует начать процедуру сокращения числен-ности или штата работников.
С учетом того что приказ об увольнении в связи с сокращением численности (штата) будет издан после завершения реорганизации организации, с которой у работника, подлежащего со-кращению, заключен трудовой договор, следует оформить продолжение трудовых отношений с таким работником в связи с реорганизацией организации.

Читать и комментировать полную версию юридического вопроса "Расторжение трудового договора в связи с сокращением численности работников"...

Понравился правовой ответ на юридический вопрос? Поделись ссылкой с друзьями в социальных сетях, поддержи наш юридический проект!

Уважительные причины неявки по повестке призывника в военкомат


Автор: sfif от 24 октября 2023
 
Материал подобран и подготовлен с учетом действующего законодательства по состоянию на октябрь 2023 года.


Подготовил адвокат Специализированной юридической консультации №1 г. Минска Астапчик Ирина Николаевна (тел.:8-029-1226081).

Адрес офиса: г.Минск, ул. Московская, 12 каб. 301



Окончила факультет права Белорусского государственного экономического университета по специальности правоведение. Диплом с отличием. Присвоена квалификация "юрист" в 2003 году.
Бакалавр экономический наук.
Со 2 ноября 2012 года является адвокатом Минской городской коллегии адвокатов в специализированной юридической консультации № 1 г. Минска по правовому обслуживанию субъектов хозяйствования. Лицензия адвоката № 02240/2210 от 2 ноября 2012 года.


Уважительные причины неявки призывника по повестке к военкомат.


Граждане, подлежащие призыву на военную службу, службу в резерве, обязаны:
- являться по повесткам или направлениям военного комиссариата (обособленного подразделения), управления КГБ по области или иного органа, осуществляющего воинский учет, в военный комиссариат (обособленное подразделение), управление КГБ по области, на медосвидетельствование, медобследование, заседание призывной комиссии, для отправки в воинские части для прохождения военной службы, службы в резерве (получения предписания для убытия к месту военной службы), для получения направления в орган по труду, занятости и соцзащите по месту жительства, а также находиться в военном комиссариате (обособленном подразделении), управлении КГБ по области, на призывном (сборном) пункте, пункте сбора (оповещения и сбора) до отправки к месту военной службы, службы в резерве, получения направления в орган по труду, занятости и соцзащите по месту жительства;
- получать повестки или направления военного комиссариата (обособленного подразделения), управления КГБ по области или иного органа, осуществляющего воинский учет, под расписку (ч. 1 ст. 39 Закона о воинской службе).
Призыв граждан на срочную военную службу, службу в резерве, на военную службу офицеров, на военную службу по мобилизации включает мероприятия, перечисленные в ст. 34 Закона о воинской службе.
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, службу в резерве, не явившиеся на мероприятия по призыву на военную службу, службу в резерве по повесткам или направлениям военного комиссариата (обособленного подразделения), управления КГБ по области или иного органа, осуществляющего воинский учет, обязаны в течение 5 рабочих дней со дня окончания обстоятельств, препятствовавших явке, прибыть в военный комиссариат (обособленное подразделение), управление КГБ по области, в котором состоят на воинском учете, и представить документы, подтверждающие причины неявки (ч. 3 ст. 39 Закона о воинской службе).
Уважительные причины неявки гражданина закрепляет ч. 2 ст. 10 Закона о воинской службе. Их не так много. Подтвердить уважительность причин неявки следует документально. Закон не допускает подтверждение основания неявки иным образом, например пояснениями свидетелей.
1. Увечье или заболевание.
Заболевание - расстройство здоровья, нарушение нормальной жизнедеятельности организма, в том числе в результате травм, ранений, увечий, контузий, врожденных дефектов и неотложных состояний (абз. 5 ч. 1 ст. 1 Закона о здравоохранении). Увечье можно определить как телесное повреждение, полученное в результате удара, ранения и т.д.
Увечье или заболевание будут расценены как уважительная причина для неявки по повестке, если они значительны, т.е. повлекли утрату трудоспособности, и подтверждены документально учреждением здравоохранения. Речь идет именно об общей (непрофессиональной) трудоспособности, т.е. о способности к неквалифицированному труду и самообслуживанию. Закон не допускает подтверждения основания иным образом (например, пояснениями свидетелей).
Увечье или заболевание должны наличествовать на дату вызова по повестке. Не относятся к уважительным причинам увечья и заболевания, которые лицо причинило себе само либо которые причинило по его инициативе, с его одобрения третье лицо для уклонения от явки по повестке.
2. Тяжелое состояние здоровья отца, матери, отчима, мачехи, жены, мужа, сына, дочери, родных брата или сестры, деда, бабки, опекуна гражданина либо участие в похоронах указанных лиц.
Под тяжелым состоянием здоровья обычно понимают состояние, которое влечет затруднения в самообслуживании, требует постоянного ухода и помощи, неосуществление и неоказание которых потенциально приведет к ухудшению состояния больного вплоть до смерти.
Перечень родственников, тяжелое состояние здоровья либо участие в похоронах которых является уважительной причиной для неявки по повестке, исчерпывающий (закрытый).
Брачно-семейное законодательство возлагает обязанность заботиться, оказывать помощь на родителей в отношении несовершеннолетних или нетрудоспособных совершеннолетних детей, на совершеннолетних детей в отношении нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей, на супругов в отношении друг друга, и не возлагает обязанность заботиться о братьях, сестрах, дедушках, бабушках, отчимах, мачехах. Несмотря на это, законодательство о воинской обязанности расширяет перечень лиц, состояние здоровья которых имеет важное правовое значение при оценке причины неявки по повестке. Причем важен лишь факт тяжелого состояния здоровья. Осуществлению ухода за данными лицами лицом, вызываемым по повестке, юридическая значимость не придается. Однако в случае смерти поименованного в норме родственника факта смерти недостаточно, требуется именно участие в похоронах.
Отдельно стоит обратить внимание на упоминание в норме опекуна вызываемого по повестке гражданина. Согласно ч. 1 ст. 14 Закона о воинской службе первоначальный прием на воинский учет граждан мужского пола в год достижения ими 16-летнего возраста осуществляется при проведении приписки к призывным участкам. Призыву подлежат лица не младше 18 лет (ст. 30, 36 Закона о воинской службе). Опека устанавливается над малолетними (т.е. лицами до 14 лет), а также над гражданами, признанными судом недееспособными (п. 1 ст. 32 ГК). Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности (п. 1 ст. 33 ГК).
Поскольку речь идет не о любых гражданах, а о лицах, состоящих с лицом, вызываемым по повестке, в определенных отношениях, в военкомат следует представить документы, подтверждающие эти отношения: свидетельство о рождении, о заключении брака и т.д.
Состояние здоровья указанных в законе лиц либо их смерть, участие в похоронах также следует подтвердить документально. Например, представить эпикриз, справку о необходимости постоянного ухода и т.д. Для участия в похоронах - свидетельство о смерти, договор с ритуальными службами, иное.
3. Препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина.
Белорусский законодатель под обстоятельствами непреодолимой силы (форс-мажором) определил чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства (п. 3 ст. 372 ГК). Таким образом, легально закреплены два критерия для отнесения обстоятельства к действию непреодолимой силы. Чрезвычайность как признак форс-мажора представляет собой непредсказуемость, исключительность, особенность явления. Непредотвратимость - неминуемость события, т.е. стороны гражданского правоотношения, действуя добросовестно и разумно, не могут объективно избежать его наступления. При отсутствии хотя бы одного из указанных критериев обстоятельство к форс-мажору не относится.
В законодательстве Республики Беларусь отсутствует закрытый перечень обстоятельств, которые можно отнести к форс-мажору. Как правило, к обстоятельствам непреодолимой силы относятся пожары, землетрясения, наводнения, ураганы и другие стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, аварии, акты терроризма, военные действия, забастовки, массовые беспорядки, противоправные действия третьих лиц.
Обстоятельства непреодолимой силы также нужно подтвердить документально. Доказательством действия обстоятельства непреодолимой силы могут быть документы, исходящие от органов по чрезвычайным ситуациям, правоохранительных органов и т.д. Нередко такие обстоятельства общеизвестны, однако закон требует представить документы, подтверждающие причины неявки.
Законодатель, помимо действия непреодолимой силы, в качестве уважительной причины неявки указывает еще и любые иные обстоятельства, не зависящие от воли гражданина. Это может быть, например, внезапная отмена рейса ввиду неблагоприятных погодных условий, задержание органом, ведущим уголовный процесс, когда основания для задержания не подтвердились.
4. Иные причины, признанные уважительными призывной комиссией (военным комиссаром, руководителем обособленного подразделения, органа госбезопасности) или судом.
Перечень иных причин законодатель не приводит. На практике уважительной причиной могут признать необходимость ухода за родственником, не поименованным в абз. 3 ч. 2 ст. 10 Закона о воинской службе. Так, была признана уважительной причина неявки в военкомат по повестке гражданина М. Незадолго до даты явки двоюродный брат М. попал в аварию, находился в тяжелом состоянии и не мог самостоятельно себя обслуживать. Иных родственников и близких у него, помимо М., не было.
Уважительную причину следует подтвердить документально. Главный критерий - насколько объективно обстоятельство препятствует явке по повестке. Причина не должна быть искусственно созданной, надуманной, организованной по инициативе вызываемого лица с целью уклониться от явки. Так, гражданин К., получив повестку, взял отпуск без сохранения зарплаты и уехал отдыхать за границу. Неявку в военкомат обосновал тем, что находился за пределами Республики Беларусь. Причину неявки К. признали неуважительной.
В случае непризнания причины уважительной лицо может обратиться с жалобой сначала в областную (Минскую городскую) призывную комиссию, а затем в суд в недельный срок со дня принятия такого решения и объявления гражданину либо в недельный срок со дня получения копии решения, выданной под подпись (ч. 8 ст. 37 Закона о воинской службе).
По отпадении уважительных причин лицо должно в течение 5 рабочих дней лично явиться в военный комиссариат, УКГБ и лично представить оригиналы документов, подтверждающих уважительность причины неявки. Не допускается направлять такие документы по почте, посредством мессенджеров, через представителя либо иное лицо.

Читать и комментировать полную версию юридического вопроса "Уважительные причины неявки по повестке призывника в военкомат"...

Понравился правовой ответ на юридический вопрос? Поделись ссылкой с друзьями в социальных сетях, поддержи наш юридический проект!

Платные консультации:

получить платную юридическую консультацию адвоката или иную правовую помощь можно по телефону, электронной почте или при личной встрече с адвокатом в его офисе. Достаточно позвонить адвокатам по телефонам:



При звонке из Республики Беларусь вместо цифр "+375 29" можно набирать цифры "8 029".

Телефоны адвокатов доступны
с 8.00 до 22.00 ежедневно.
В рамках платных консультаций правовая помощь оказывается с учетом всех Ваших правовых нюансов и представленных Вами документов. По итогам устной консультации возможна подготовка письменного документа с текстами извлечений из нормативных правовых актов (нормы, на основании которых дана консультация).

Обращаем внимание, что указанные телефоны принадлежат адвокатам и не предназначены для бесплатных консультаций! Получить бесплатную помощь Вы можете только задав вопрос на нашем сайте.

Последние Вопросы:

Сегодня, 00:00
Здраствуйте! Законом Республики Беларусь от 11 мая 2023 г. № 268-З были внесены изменения в Закон Республики Беларусь от 5 ноября 1992 г. № 1914-XII...
Прочитать ответ
Вчера, 19:52
Добрый день. Можно ли право аренды на землю с некапитальным строением продать/передать покупателю этого самого некапитального строения? Или эта...
Прочитать ответ
Вчера, 13:53
Скажите пожалуйста. В частном доме прописана мать, дочка и сожитель матери. Имеет ли он право на жилплощадь, после смерти сожительницы т.е моей...
Прочитать ответ
Другие вопросы

Архив Вопросов:


Март 2024 (55)
Февраль 2024 (449)
Январь 2024 (470)
Декабрь 2023 (406)
Ноябрь 2023 (396)
Октябрь 2023 (420)