Медицинский осмотр при приеме на работу
Автор: sfif от 28 октября 2023
Подготовил адвокат Специализированной юридической консультации №1 г. Минска Астапчик Ирина Николаевна (тел.:8-029 122 60 81).
Адрес офиса: г.Минск, ул. Московская, 12 каб. 301
Окончила факультет права Белорусского государственного экономического университета по специальности правоведение. Диплом с отличием. Присвоена квалификация "юрист" в 2003 году.
Бакалавр экономический наук.
Со 2 ноября 2012 года является адвокатом Минской городской коллегии адвокатов в специализи-рованной юридической консультации № 1 г. Минска по правовому обслуживанию субъектов хо-зяйствования. Лицензия адвоката № 02240/2210 от 2 ноября 2012 года.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 26 ТК при заключении трудового договора наниматель обязан потребовать, а гражданин должен предъявить нанимателю медицинскую справку о состоянии здоровья, если ее предъявление предусмотрено законодательными актами. Далее рассмотрим это подробнее. На нанимателя возложены обязанности по организации проведения предварительных (при поступлении на работу) медицинских осмотров:
- лиц моложе восемнадцати лет, если иное не установлено ТК (ст. 275 ТК);
- спортсменов (ст. 314-3 ТК);
- работников, которые будут выполнять работы (ст. 27 Закона об охране труда, п. 20 Инструкции о медицинских осмотрах):
во вредных и (или) опасных условиях труда в зависимости от вредных и (или) опасных производственных факторов, указанных в графе 2 приложения 1 к Инструкции о медосмотрах;
с воздействием факторов производственной среды, указанных в графе 2 приложения 1 к Инструкции о медосмотрах, которые вызывают аллергические заболевания, независимо от их уровня (концентрации) на рабочем месте;
с воздействием биологических факторов, указанных в подп. 2.4, 2.5 и 2.8 п. 2 приложения 1 к Инструкции о медосмотрах, независимо от их уровня (концентрации) на рабочем месте;
с воздействием физических факторов, указанных в подп. 4.1 и 4.6 п. 4 приложения 1 к Инструкции о медосмотрах, независимо от их уровня (концентрации) на рабочем месте;
с воздействием химических факторов (химических веществ 1-го и (или) 2-го класса опасности), указанных в графе 2 приложения 1 к Инструкции о медосмотрах, независимо от их уровня (концентрации) на рабочем месте;
где есть необходимость в профессиональном отборе и указанных в графе 2 приложения 3 к Инструкции о медосмотрах.
Без прохождения потенциальным работником медицинского осмотра наниматель не вправе допускать его к выполнению трудовых функций (ч. 2 ст. 26, п. 4 ч. 6 ст. 49 ТК).
Кандидат может отказаться от прохождения медицинского осмотра до заключения трудового договора, ссылаясь на то, что это обязаны делать работники, а не соискатели. Действительно, законодательством не определено, когда наниматель должен направить кандидата на работу на предварительный медицинский осмотр: до или после приема на работу. При этом законодательство требует:
от работника - предъявить при заключении трудового договора медицинскую справку о состоянии здоровья (если это предусмотрено законодательными актами) (п. 6 ч. 1 ст. 26 ТК), т.е. медицинский осмотр должен быть пройден ранее;
от нанимателя - не допускать работника к выполнению работы до тех пор, пока он не пройдет медицинский осмотр (п. 4 ч. 6 ст. 49 ТК).
Следовательно, можно говорить о том, что наниматель должен направить соискателя на медицинский осмотр до приема на работу.
Если лицо по результатам проведенного медицинского осмотра имеет противопоказания к работе в данной профессии рабочего (должности служащего), наниматель должен отказать ему в заключении трудового договора, поскольку прием на работу в таких случаях не допускается (ч. 2 ст. 26 ТК). Такой отказ не будет являться дискриминацией (ч. 3 ст. 14 ТК).
Если же соискатель направляется на медицинский осмотр после приема его на работу, то возникает вопрос: как оплачивать ему время прохождения медицинского осмотра? Одни специалисты полагают, что в данном случае следует руководствоваться ст. 228 ТК, согласно которой на время прохождения медицинского осмотра за работником сохраняются его место работы, должность служащего (профессия рабочего) и средний заработок (порядок расчета предусмотрен главой 3 Инструкции о порядке исчисления среднего заработка); другие - что наниматель обязан не допускать к работе сотрудника, не прошедшего медицинский осмотр (п. 4 ч. 6 ст. 49 ТК), и не сохранять за ним средний заработок за время прохождения медицинского осмотра (ч. 9 ст. 49 ТК).
Предварительный медосмотр проводится специальными комиссиями (п. 5, 6 Инструкции о медосмотрах):
- в госорганизациях здравоохранения;
- медицинских частях;
- больницах исправительных учреждений;
- медицинских частях лечебно-трудовых профилакториев;
- организациях, содержащихся в специальном перечне, - только в отношении граждан, работающих в этих организациях или поступающих на работу в эти организации. В данный перечень, например, вошли ОАО "Минский тракторный завод", ОАО "Нафтан", ОАО "Гродно Азот", ОАО "Атлант".
Спортсмены проходят обязательные предварительные медосмотры в учреждениях спортивной медицины по месту прохождения спортивной подготовки. При этом они предоставляют выписку из медицинских документов государственных организаций здравоохранения по месту жительства (месту пребывания) о перенесенных заболеваниях, предусмотренную п. 7.9 перечня административных процедур, утвержденного Указом N 200 (п. 4 Инструкции о медосмотрах спортсменов).
Предварительный медосмотр осуществляется на основании направления нанимателя (п. 19 Инструкции о медосмотрах). Оно оформляется по установленной форме. Отметим, что такое направление готовится индивидуально для каждого работника.
В направлении нужно указать, в частности (приложение 5 к Инструкции о медосмотрах):
- вид медосмотра (предварительный);
- Ф.И.О работника, дату рождения, место жительства (место пребывания);
- профессию (должность);
- вредные и (или) опасные производственные факторы (факторы производственной среды и факторы трудового процесса) и (или) вид выполняемых работ;
- класс условий труда по каждому производственному фактору и класс опасности химического вещества (при воздействии на работника химических факторов).
По результатам медосмотра выдается медсправка о состоянии здоровья, подтверждающая годность (негодность) работника к работе (п. 21 Инструкции о медосмотрах).
Расходы по проведению медосмотров работников, а также лиц, принимаемых на работу, несет наниматель. В случае оплаты лицом, поступающим на работу, предварительного обязательного медосмотра затраты на его проведение компенсируются нанимателем после приема на работу (ч. 6 ст. 27 Закона об охране труда).
Обязательные медосмотры поступающих на работу (работающих) с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе, за исключением работников бюджетных организаций, осуществляются по договорам с нанимателями (ч. 2 п. 12 Перечня платных медицинских услуг N 182).
Прием на работу лица, имеющего медицинские противопоказания для занятия конкретной должности служащего (профессии рабочего), запрещен законодательством (ч. 2 ст. 26 ТК).
Организация проведения медицинских осмотров осуществляется для обеспечения охраны труда в организации (абз. 13 ч. 2 ст. 17 Закона об охране труда).
Если работник принимается на работу (при его желании), противопоказанную ему по медицинскому заключению, это влечет наложение штрафа в размере от 5 до 40 базовых величин (ч. 1 ст. 10.13 КоАП).
В случае когда работники принимаются на отдельные виды работ, они обязаны проходить предварительный медицинский осмотр и предъявлять нанимателю медицинскую справку о состоянии здоровья (п. 6 ч. 1 ст. 26 ТК, п. 20 Постановления о медосмотрах). Если наниматель нарушит эти требования и осуществит прием на работу, он также может быть привлечен к административной ответственности в виде наложения штрафа в размере от 5 до 40 базовых величин (ч. 1 ст. 10.13 КоАП).
Если совершенное должностным или иным уполномоченным лицом нанимателя нарушение требований по охране труда повлекло травмирование работника, то этому лицу грозит штраф в размере от 20 до 50 базовых величин (ч. 2 ст. 10.13 КоАП). Если же нарушение правил охраны труда при приеме на работу повлекло профессиональное заболевание работника либо тяжкое (менее тяжкое) телесное повреждение, должностные лица привлекаются к уголовной ответственности (ч. 1 ст. 306 УК).
Понравился правовой ответ на юридический вопрос? Поделись ссылкой с друзьями в социальных сетях, поддержи наш юридический проект!
Необоснованный от4аз в приеме на работу
Автор: sfif от 28 октября 2023
Подготовил адвокат Специализированной юридической консультации №1 г. Минска Астапчик Ирина Николаевна (тел.:8-029 122 60 81).
Адрес офиса: г.Минск, ул. Московская, 12 каб. 301
Окончила факультет права Белорусского государственного экономического университета по специальности правоведение. Диплом с отличием. Присвоена квалификация "юрист" в 2003 году.
Бакалавр экономический наук.
Со 2 ноября 2012 года является адвокатом Минской городской коллегии адвокатов в специализированной юридической консультации № 1 г. Минска по правовому обслуживанию субъектов хозяйствования. Лицензия адвоката № 02240/2210 от 2 ноября 2012 года.
Отказ в приеме на работу
Частью 1 ст. 16 ТК установлен запрет на необоснованный отказ в приеме на работу некоторых категорий работников. Необоснованным является отказ в приеме на работу, если:
- основания, ставшие причиной отказа, не относятся к деловым качествам работника;
- основания прямо запрещены или не предусмотрены законодательством;
- наниматель отказывается мотивировать свое решение или не может обосновать правомерность отказа в приеме на работу конкретному лицу.
Так, к примеру, необоснованным будет отказ в приеме на работу по причине наличия или отсутствия детей, судимости родственников и т.д.
Запрещается необоснованный отказ следующим категориям кандидатов (ч. 1 ст. 16 ТК):
- направленным на работу комитетом по труду, занятости и социальной защите Минского городского исполнительного комитета, управлениями (отделами) по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов (далее - органы по труду, занятости и социальной защите) в счет брони (ст. 11, 21 Закона N 125-З); п. 1 - 3 ст. 3 Закона о ветеранах), а также лицам, обязанным возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, и направленным органами по труду, занятости и социальной защите в организации, включенные в перечень организаций независимо от форм собственности для трудоустройства таких лиц, определяемый в установленном законодательством порядке (п. 1 ч. 1 ст. 16 ТК; Декрет о защите детей; Положение N 1595);
- письменно приглашенным на работу в порядке перевода от одного нанимателя к другому по согласованию между ними, в течение одного месяца со дня выдачи письменного приглашения, если стороны не договорились об ином (п. 2 ч. 1 ст. 16 ТК);
- прибывшим по направлению на работу после завершения обучения в государственном учреждении образования, организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования (п. 3 ч. 1 ст. 16 ТК; ст. 84, 86 Кодекса об образовании; Положение N 821);
- имеющим право на заключение трудового договора на основании коллективного договора, соглашения (п. 4 ч. 1 ст. 16 ТК);
- прибывшим на работу по распределению после завершения обучения в государственном учреждении образования (п. 5 ч. 1 ст. 16, ст. 281 ТК; ст. 83, 85 Кодекса об образовании; Положение N 821);
- женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей в возрасте до трех лет, а одинокому родителю - с наличием ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида - до восемнадцати лет) (п. 6 ч. 1 ст. 16 ТК);
- военнослужащим срочной военной службы, уволенным из Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь и направленным на работу в счет брони для предоставления первого рабочего места или поступающим на работу к тому же нанимателю на должность служащего (профессию рабочего), равноценную занимаемой до призыва на военную службу (п. 7 ч. 1 ст. 16, ст. 342 ТК; Положение N 1681);
- уволенным с альтернативной службы и направленным на работу в счет брони для предоставления первого рабочего места или поступающим на работу к тому же нанимателю на должность служащего (профессию рабочего), равноценную занимаемой до направления на альтернативную службу (п. 8 ч. 1 ст. 16, ст. 342 ТК; Положение N 1681);
- являющимся выпускниками учреждений образования, получившими профессионально-техническое, среднее специальное, высшее образование, относящимися к категориям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц с особенностями психофизического развития, трудоустраиваемыми в счет брони (п. 9 ч. 1 ст. 16 ТК).
По требованию вышеназванных категорий лиц или специально уполномоченного государственного органа наниматель обязан известить их о мотивах отказа в письменной форме не позднее трех дней после обращения (ч. 2 ст. 16 ТК). При этом законодательством не определена форма выражения такого требования. Полагаем, что она может быть как письменной, так и устной.
Отметим, что в ч. 1 ст. 462 ТК указано, что надзор за соблюдением законодательства о труде осуществляют уполномоченные на осуществление надзора органы (уполномоченные органы), однако их перечень не приводится. Определить, какие органы уполномочены осуществлять надзор за соблюдением законодательства о труде, возможно, обратившись к нормативным правовым актам, регулирующим их деятельность.
Исходя из данных актов к уполномоченным органам, которые вправе потребовать от нанимателя обоснования отказа в приеме на работу, можно отнести следующие:
- территориальные органы Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (Положение о Департаменте государственной инспекции труда);
- комитеты по труду, занятости и социальной защите областных, Минского городского исполнительных комитетов, управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите городских и районных исполнительных комитетов (Положение о государственной службе занятости населения).
Отметим, что законодательством форма отказа в приеме на работу не установлена. Однако напомним, что отказ в приеме на работу вышеперечисленным категориям граждан по их требованию или требованию уполномоченных органов должен быть изложен в письменной форме (ч. 2 ст. 16 ТК).
Следует также иметь в виду, что отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в суд (ч. 3 ст. 16 ТК). В соответствии с п. 4 Постановления N 2 в суд об оспаривании отказа нанимателя в заключении трудового договора вправе обращаться не только граждане, перечисленные выше, но и другие лица, которые считают отказ в приеме на работу необоснованным. Если суд придет к выводу, что отказ в приеме на работу был необоснованным, то он выносит решение, обязывающее нанимателя заключить трудовой договор, и устанавливает срок исполнения решения. При этом содержание и конкретные условия трудового договора в соответствии со ст. 19 ТК определяются соглашением сторон с соблюдением требований, предусмотренных законодательством о труде.
Таким образом, отказ в приеме на работу всегда должен быть вызван причинами, связанными с компетенцией и деловыми качествами претендента на ту или иную работу.
1.4. Ответственность за необоснованный отказ
в приеме на работу
Необходимо отметить, что законодательством Республики Беларусь предусмотрена административная и уголовная ответственность должностного лица нанимателя за отказ (необоснованный отказ) в приеме на работу. Нарушения, допускаемые должностным лицом нанимателя при приеме на работу, и ответственность, предусмотренная законодательством за такие нарушения, представлены в таблице.
Необоснованный отказ в приеме на работу гражданина, направленного органами по труду, занятости и социальной защите в счет брони - административная ответственность от 20 до 50 базовых величин (ч. 1 ст. 10.12 КоАП)
Отказ в приеме на работу выпускника государственного учреждения профессионально-технического, среднего специального или высшего образования, направленного на работу в соответствии с заявкой этого нанимателя или договором о взаимодействии, заключенным между учреждением образования и этим нанимателем - административная ответственность от 20 до 50 базовых величин (ч. 1 ст. 10.12 КоАП)
Отказ в приеме на работу лица, заключение трудового договора с которым является обязательным - административная ответственность от 20 до 50 базовых величин (ч. 1 ст. 10.12 КоАП)
Необоснованный отказ в приеме на работу женщины по мотивам ее беременности – уголовная ответственность - лишение права занимать определенные должности или лишение права заниматься определенной деятельностью, или исправительные работы на срок до 2 лет, или лишение свободы на срок до 3 лет (ст. 199 УК)
Понравился правовой ответ на юридический вопрос? Поделись ссылкой с друзьями в социальных сетях, поддержи наш юридический проект!
Трудоустройство обязанных лиц
Автор: sfif от 28 октября 2023
Подготовил адвокат Специализированной юридической консультации №1 г. Минска Астапчик Ирина Николаевна (тел.:8-029 122 60 81).
Адрес офиса: г.Минск, ул. Московская, 12 каб. 301
Окончила факультет права Белорусского государственного экономического университета по специальности правоведение. Диплом с отличием. Присвоена квалификация "юрист" в 2003 году.
Бакалавр экономический наук.
Со 2 ноября 2012 года является адвокатом Минской городской коллегии адвокатов в специализированной юридической консультации № 1 г. Минска по правовому обслуживанию субъектов хозяйствования. Лицензия адвоката № 02240/2210 от 2 ноября 2012 года.
Трудоустройство и обязанные лица
Обязанными лицами являются родители, обязанные возмещать государству расходы на содержание детей в следующих случаях (ч. 1 п. 8 Декрета N 18):
- отобрания у них детей по решению комиссии по делам несовершеннолетних;
- отобрания у них детей на основании решения суда без лишения родительских прав;
- лишения их родительских прав по решению суда;
- нахождения их в розыске, лечебно-трудовых профилакториях или в местах содержания под стражей;
- отбывания ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста.
Обязанность родителей возмещать расходы на содержание детей возникает со дня помещения ребенка (детей) на государственное обеспечение, но не ранее дня (ч. 1 п. 9 Декрета N 18):
- принятия решения комиссией по делам несовершеннолетних об отобрании ребенка у родителей. О таком решении комиссия информирует нанимателей по месту работы таких родителей в течение 5 рабочих дней (абз. 2 ч. 1 п. 4 Декрета N 18);
- вынесения постановления органом, ведущим уголовный процесс, в отношении родителей.
- вступления в силу судебного постановления, приговора в отношении родителей.
Обязанными лицами могут признаваться наряду с гражданами Республики Беларусь иностранные граждане или лица без гражданства, постоянно проживающие, временно пребывающие или временно проживающие на территории Республики Беларусь, если их дети являются гражданами Республики Беларусь или лицами без гражданства (ч. 4 п. 8 Декрета N 18).
То, что лицо является обязанным лицом, подтверждает отметка об обязанности возмещать расходы на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении (далее - отметка), проставленная в его паспорте, виде на жительство. Такая отметка проставляется после возникновения у лица обязанности возмещения государству расходов, затраченных на содержание детей (ребенка) этого лица (п. 2, 6 Правил N 1729).
Эта отметка проставляется (абз. 1 ч. 1, ч. 3 п. 3 Правил N 1729):
- отделом (отделением) охраны общественного порядка и профилактики органа внутренних дел;
- подразделением по гражданству и миграции органа внутренних дел - в случае выдачи (обмена) обязанному лицу паспорта, вида на жительство.
Отметка в паспорте гражданина Республики Беларусь проставляется на свободном месте на страницах 25 - 28, в видах на жительство в Республике Беларусь - на страницах 6 - 10 (п. 6 Правил N 1729). Отметка содержит, в частности, реквизиты решения государственного органа, согласно которому лицо обязано возмещать государству расходы на содержание детей (ребенка).
1.2. Трудоустройство обязанных лиц
По общему правилу обязанное лицо должно быть трудоустроено в случаях, когда оно (ч. 1 п. 13, ч. 5, 7, 8 п. 17 Декрета N 18, п. 13 Положения о трудоустройстве обязанных лиц):
- не работает;
- работает, но размер его заработной платы и приравненных к ней доходов не позволяет ему в течение шести месяцев в полном объеме выполнять обязательства по содержанию детей в добровольном порядке;
- находится в лечебно-трудовом профилактории (ЛТП);
- прекратило находиться в ЛТП;
- освобождено из мест лишения свободы;
- подвергнуто административному аресту или штрафу с обязательным привлечением к труду за уклонение от трудоустройства по судебному постановлению о трудоустройстве (ст. 10.20 КоАП).
К судебным постановлениям о трудоустройстве относятся (ч. 2 п. 13 Декрета N 18):
- определение о судебном приказе о взыскании расходов по содержанию детей;
- решения суда о: лишении родительских прав, отобрании детей без лишения родительских прав, взыскании расходов по содержанию детей;
- определение, выносимое в целях обеспечения совершения исполнительных действий судом по месту их исполнения, - в случае возникновения вопросов трудоустройства при исполнении перечисленных выше судебных постановлений.
Порядок трудоустройства обязанных лиц установлен Положением о трудоустройстве обязанных лиц. По общему правилу обязанные лица подлежат трудоустройству органом по труду, занятости и социальной защите в организации независимо от формы собственности, включенные в перечень организаций для трудоустройства обязанных лиц (далее - перечень организаций для трудоустройства), определенный облисполкомами, а также Минским горисполкомом совместно с Минским облисполкомом (ч. 2, 11 п. 14 Декрета N 18). Перечни организаций для трудоустройства, как правило, содержатся в решениях исполкомов.
Обязанные лица подлежат трудоустройству органом по труду, занятости и социальной защите на таких условиях, чтобы заработная плата обязанных лиц позволяла обеспечить полное исполнение ежемесячных обязательств по возмещению расходов по содержанию детей и за ними сохранялось не менее 30 процентов заработной платы (ч. 2 п. 14 Декрета N 18).
Потенциальному нанимателю обязанных лиц - иностранных граждан или лиц без гражданства, временно пребывающих или временно проживающих в Республике Беларусь, не требуется получать разрешение на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, предусмотренное ст. 26 Закона о внешней трудовой миграции, так как действие данного Закона не распространяется на трудоустройство и трудовую деятельность иностранных граждан, лиц без гражданства, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении (абз. 12 ч. 2 ст. 2 Закона о внешней трудовой миграции). Такие лица могут быть трудоустроены также без получения специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь (ч. 2 п. 14 Декрета N 18).
1.3. Броня приема на работу обязанных лиц
Обязанные лица, подлежащие трудоустройству согласно судебному постановлению, трудоустраиваются органами по труду, занятости и социальной защите в организации путем установления брони приема на работу этих лиц (ч. 5 ст. 11 Закона о занятости населения). Броня приема на работу обязанных лиц устанавливается в порядке, предусмотренном Положением о порядке установления брони (п. 15 Положения о порядке установления брони).
Для трудоустройства в организацию обязанных лиц не требуется обязательное установление брони рабочих мест в организации. Обязательным условием является наличие организации в перечне организаций для трудоустройства (ч. 11 п. 14 Декрета N 18).
Конкретный размер брони для организаций на очередной календарный год устанавливается ежегодно до 1 ноября решениями местных исполнительных и распорядительных органов (п. 6 Положения о порядке установления брони).
Для установления конкретного размера брони органы по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов (далее - органы по труду, занятости и социальной защите) ежегодно направляют нанимателям предложения об установлении им на очередной календарный год брони для приема на работу, в том числе обязанных лиц, а также о создании рабочих мест для трудоустройства в том числе обязанных лиц (п. 3 Положения о порядке установления брони). Наниматели, получившие такие предложения, анализируют их и ежегодно в срок до 1 октября информируют органы по труду, занятости и социальной защите:
- о количестве граждан (с указанием их категорий, в том числе обязанных лиц), прием на работу которых гарантируется в очередном календарном году на имеющиеся свободные рабочие места (вакансии);
- о возможности создания рабочих мест для трудоустройства таких граждан (в том числе для обязанных лиц) (п. 4 Положения о порядке установления брони).
В случае необходимости броня для приема на работу отдельных категорий лиц, в том числе обязанных лиц, задание по созданию рабочих мест для трудоустройства этих граждан могут устанавливаться дополнительно в течение года местными исполнительными и распорядительными органами в таком же порядке (п. 7 Положения о порядке установления брони).
Трудоустройство граждан в счет установленной брони (включая трудоустройство на рабочие места, созданные в соответствии с решениями местных исполнительных и распорядительных органов) осуществляется только по направлениям органов по труду, занятости и социальной защите (п. 11 Положения о порядке установления брони). Форма направления установлена приложением 7 к Постановлению N 149). Направление состоит из двух частей, одна из которых заполняется органом по труду, занятости и социальной защите, а вторая - нанимателем, к которому направлено обязанное лицо. Эта часть, в частности, должна содержать ответ о принятом нанимателем решении по направлению на работу обязанного лица.
должны быть трудоустроены обязанные лица
Наниматели, включенные в перечень организаций для трудоустройства, определенный облисполкомами (Минским горисполкомом совместно с Минским облисполкомом), обязаны в 3-дневный срок со дня возникновения свободных рабочих мест (вакансий) информировать об этом органы по труду, занятости и социальной защите (ч. 11 п. 14 Декрета N 18). Иной срок для информирования органов по труду, занятости и социальной защите о наличии вакансий нанимателями, которым установлена броня для приема на работу отдельных категорий граждан (в том числе обязанных лиц), определен п. 8 Положения о порядке установления брони: двухнедельный срок со дня образования вакансии. Однако к отношениям по трудоустройству обязанных лиц применяются нормы Декрета N 18, в том числе о сроке информирования о свободных рабочих местах (вакансиях), так как декреты имеют большую юридическую силу, в частности, по отношению к нормативным правовым актам Совета Министров Республики Беларусь (п. 4 ст. 23 Закона о нормативных правовых актах).
В письменной информации о свободных рабочих местах (вакансиях) требуется указать условия труда и размер оплаты по соответствующим вакансиям (ч. 11 п. 14 Декрета N 18). Могут быть указаны и иные сведения. Информировать орган по труду, занятости и социальной защите необходимо обо всех возникших вакансиях, так как иное не установлено законодательством.
При необходимости ликвидации рабочих мест, которые были созданы для обязанных лиц по заданию местных исполнительных и распорядительных органов (п. 7 Положения о порядке установления брони), наниматель должен согласовать их ликвидацию с этими органами (п. 12 Положения о порядке установления брони).
Отказ нанимателей в приеме на работу обязанных лиц, направленных органами по труду, занятости и социальной защите, по общему правилу не допускается (ч. 6 п. 14 Декрета N 18, ч. 1 п. 8 Положения о трудоустройстве обязанных лиц). Если, к примеру, обязанное лицо должно трудоустроиться на работу, для приема на которую ему необходима медицинская справка о состоянии здоровья, отсутствие справки не является основанием для отказа в приеме на работу. Такого работника необходимо принять на работу и направить в медицинское учреждение для прохождения медицинского осмотра.
За нарушения, допущенные нанимателями, к которым должны быть трудоустроены обязанные лица, установлена административная ответственность. К ответственности может привлекаться организация как юрлицо, ее должностное лицо, по вине которого допущено нарушение.
Понравился правовой ответ на юридический вопрос? Поделись ссылкой с друзьями в социальных сетях, поддержи наш юридический проект!
Порядок обжалования дисциплинарного взыскания
Автор: sfif от 26 октября 2023
Подготовил адвокат Специализированной юридической консультации №1 г. Минска Астапчик Ирина Николаевна (тел.:8-029 122 60 81).
Адрес офиса: г.Минск, ул. Московская, 12 каб. 301
Окончила факультет права Белорусского государственного экономического университета по специальности правоведение. Диплом с отличием. Присвоена квалификация "юрист" в 2003 году.
Бакалавр экономический наук.
Со 2 ноября 2012 года является адвокатом Минской городской коллегии адвокатов в специализи-рованной юридической консультации № 1 г. Минска по правовому обслуживанию субъектов хо-зяйствования. Лицензия адвоката № 02240/2210 от 2 ноября 2012 года.
Если работник считает, что дисциплинарное взыскание наложено неправомерно, он вправе его обжаловать (ч. 1 ст. 202 ТК). Особенности разрешения индивидуальных трудовых споров, в том числе связанных с привлечением к дисциплинарной ответственности, предусмотрены главой 17 ТК.
В соответствии со ст. 233 ТК органами, рассматривающими индивидуальные трудовые споры, являются комиссия по трудовым спорам (КТС) и суд.
По общему правилу КТС рассматривает споры работников - членов профсоюза, в том числе о применении мер дисциплинарного взыскания, кроме увольнения (ч. 2 ст. 236 ТК). При этом КТС, если она создана на предприятии, является обязательным первичным органом по рассмотрению трудовых споров, за некоторым исключением (ч. 1 ст. 236 ТК). При несогласии работника с решением КТС он может обжаловать его в суде (ч. 1 ст. 239 ТК).
КТС обязана рассмотреть трудовой спор в десятидневный срок (ч. 6 ст. 237 ТК).
Если работник не является членом профсоюза, то он имеет право по своему выбору обратиться в КТС либо сразу в суд (ч. 3 ст. 236 ТК).
Индивидуальные трудовые споры, стороной которых является руководитель организации, выступающий в качестве работника, рассматриваются судами (ч. 3 ст. 234 ТК).
В соответствии с п. 1, 3 ч. 2 ст. 241 ТК независимо от членства в профсоюзе непосредственно в суде, т.е. без предварительного обращения в КТС, рассматриваются трудовые споры по заявлениям:
- работников, работающих у нанимателей, где КТС не созданы;
- о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, об оплате за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы, за исключением споров работников, для которых предусмотрен иной порядок их рассмотрения.
В судах трудовые споры рассматриваются в порядке, предусмотренном ГПК.
Судья, решая вопрос о возбуждении производства по трудовому спору, обязан выяснить, установлен ли для данного спора ч. 2 ст. 236 ТК обязательный внесудебный порядок его разрешения комиссией по трудовым спорам (п. 2 постановления Пленума N 2). В случае, если работником не соблюден установленный предварительный внесудебный порядок разрешения дела, судья откажет в возбуждении дела на основании п. 2 ст. 246 ГПК.
Отсутствие в исковом заявлении сведений о том, обращался ли работник за разрешением трудового спора в КТС, рассмотрено ли его заявление и какое решение принято, само по себе не является основанием для отказа в возбуждении производства по делу. В этом случае суд оставляет исковое заявление без движения, предложив работнику (истцу) устранить имеющиеся недостатки. В противном случае определение об отказе в возбуждении производства по делу может быть признано незаконным и отменено по протесту в порядке надзора.
Кроме того, индивидуальные трудовые споры могут также рассматриваться в порядке, определенном общественными объединениями (ч. 2 ст. 234 ТК); в особом порядке (ч. 4 ст. 234 ТК); органами примирения, посредничества и арбитража, создаваемыми нанимателями по соглашению с профсоюзами (ст. 251 ТК). В некоторых уставах и положениях о дисциплине предусмотрено, что дисциплинарные взыскания обжалуются вышестоящему органу (должностному лицу).
При рассмотрении дел данной категории орган, рассматривающий трудовой спор, проверяет, соблюден ли работником срок для обращения за разрешением трудового спора, установленный ст. 242 ТК либо соответствующими уставами, положениями о дисциплине.
Начало течения трехмесячного срока для оспаривания приказа о применении дисциплинарного взыскания в виде замечания или выговора исчисляется со дня ознакомления (отказа от ознакомления) работника с приказом о дисциплинарном взыскании (ст. 199, ч. 1 ст. 242 ТК).
Для обращения в суд по спорам об увольнении ст. 242 ТК установлен месячный срок, исчисляемый со дня вручения копии приказа об увольнении или со дня выдачи трудовой книжки с записью об основании увольнения либо со дня отказа в выдаче или получении указанных документов.
Для лиц, несущих специальную дисциплинарную ответственность, сроки обращения в суд устанавливаются дисциплинарными уставами, положениями о прохождении службы. Указанными нормативными правовыми актами может быть предусмотрен предварительный порядок рассмотрения жалобы вышестоящим органом (должностным лицом). В этом случае начало течения срока для обращения в суд исчисляется со дня получения сотрудником отказа вышестоящего начальника в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если на нее не был получен ответ (п. 17 постановления Пленума о дисциплинарной ответственности).
Пропущенный срок для обращения за разрешением спора об обжаловании дисциплинарного взыскания может быть восстановлен судом по заявлению работника при наличии уважительных причин его пропуска (например, болезнь, длительная командировка). Пропуск срока для обращения в суд без уважительных причин является основанием для отказа в иске.
При рассмотрении трудового спора, связанного с наложением дисциплинарного взыскания, принимаются во внимание:
- степень вины работника;
- соответствие дисциплинарного взыскания тяжести дисциплинарного проступка;
- обстоятельства, при которых проступок совершен;
- предшествующее поведение работника на производстве и его отношение к труду.
С учетом этих обстоятельств орган, рассматривающий трудовой спор, вправе отменить дисциплинарное взыскание (ч. 2 ст. 202 ТК). В частности, если при рассмотрении иска о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут за нарушение трудовой дисциплины, будет установлено, что дисциплинарный проступок действительно имел место, но увольнение произведено без учета вышеуказанных обстоятельств, суд вправе на основании ч. 2 ст. 202 ТК отменить наложенное дисциплинарное взыскание в виде увольнения и удовлетворить заявленный иск (ч. 1 п. 33 постановления Пленума N 2).
В случае, если дисциплинарное взыскание отменено, наниматель может применить к работнику более мягкое дисциплинарное взыскание, если не истекли сроки, предусмотренные ч. 2, 3 и 4 ст. 200 ТК, в которые не включаются сроки рассмотрения трудового спора в органах по рассмотрению трудовых споров.
Орган, рассматривающий трудовой спор, не может заменить одно дисциплинарное взыскание другим (например, увольнение выговором), поскольку право наложения дисциплинарного взыскания является
исключительным правом нанимателя (ст. 198 ТК).
Вышестоящий орган (руководитель), рассматривающий трудовые споры работников с особым характером труда (работники транспорта, таможенной службы и др.), вправе не только отменить, но и смягчить, а также усилить (в пределах предоставленных ему полномочий) дисциплинарное взыскание, наложенное нижестоящим органом (руководителем), если установит, что это взыскание не соответствует тяжести совершенного дисциплинарного проступка (ч. 4 ст. 202 ТК).
Усиление дисциплинарного взыскания не допускается, если вопрос о его наложении рассматривается по жалобе работника (ч. 5 ст. 202 ТК).
Понравился правовой ответ на юридический вопрос? Поделись ссылкой с друзьями в социальных сетях, поддержи наш юридический проект!
Отмена усыновления
Автор: sfif от 26 октября 2023
Подготовил адвокат Специализированной юридической консультации №1 г. Минска Астапчик Ирина Николаевна (тел.:8-029 122 60 81).
Адрес офиса: г.Минск, ул. Московская, 12 каб. 301
Окончила факультет права Белорусского государственного экономического университета по специальности правоведение. Диплом с отличием. Присвоена квалификация "юрист" в 2003 году.
Бакалавр экономический наук.
Со 2 ноября 2012 года является адвокатом Минской городской коллегии адвокатов в специализи-рованной юридической консультации № 1 г. Минска по правовому обслуживанию субъектов хо-зяйствования. Лицензия адвоката № 02240/2210 от 2 ноября 2012 года.
Адвокат осуществляет консультирование и составляет заявления об отмене усыновления.
Отмена усыновления ребенка производится районным (городским) судом, а в отношении международного усыновления - областным (Минским городским) судом, вынесшими решение об усыновлении ребенка.
(часть первая статьи 137 в ред. Закона Республики Беларусь от 20.07.2006 N 164-З)
Дело об отмене усыновления ребенка рассматривается с участием органа опеки и попечительства, прокурора, а в отношении международного усыновления - также с участием Национального центра усыновления.
Усыновление прекращается со дня вступления в законную силу решения суда об отмене усыновления ребенка.
Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда об отмене усыновления ребенка направить выписку из этого решения суда в орган, регистрирующий акты гражданского состояния, по месту нахождения записи акта об усыновлении, в орган опеки и попечительства по месту жительства усыновителей, а при международном усыновлении - также в Национальный центр усыновления.
Усыновление ребенка может быть отменено в случае, если усыновители:
признаны недееспособными или ограниченно дееспособными;
являются больными хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией;
уклоняются от воспитания и (или) содержания ребенка;
злоупотребляют родительскими правами и (или) жестоко обращаются с усыновленным ребенком;
абзац исключен. - Закон Республики Беларусь от 17.07.2018 N 135-З;
ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на усыновленного ребенка.
Усыновление ребенка также может быть отменено в иных случаях, предусмотренных частью первой статьи 125 настоящего Кодекса, если это необходимо для защиты прав и законных интересов ребенка. При этом должно учитываться желание ребенка, достигшего десяти лет.
Правом требовать отмены усыновления ребенка обладают его родители, усыновители ребенка, усыновленный ребенок, достигший четырнадцати лет, орган опеки и попечительства, прокурор, а по делам о международном усыновлении - также Национальный центр усыновления.
При отмене судом усыновления ребенка взаимные права и обязанности усыновленного ребенка и усыновителей (родственников усыновителей) прекращаются и восстанавливаются взаимные права и обязанности ребенка и его родителей (его родственников), если этого требуют интересы ребенка.
При отмене усыновления ребенок по решению суда передается родителям. При отсутствии родителей, а также если передача ребенка родителям противоречит его интересам, ребенок передается на попечение органа опеки и попечительства.
Суд также решает вопрос, сохраняются ли за ребенком присвоенные ему в связи с его усыновлением собственное имя, отчество и фамилия, дата и место рождения.
(в ред. Закона Республики Беларусь от 20.07.2006 N 164-З)
Изменение собственного имени, отчества, фамилии, даты и (или) места рождения ребенка, достигшего десяти лет, возможно только с его согласия.
(в ред. Закона Республики Беларусь от 20.07.2006 N 164-З)
Суд, исходя из интересов ребенка, вправе обязать бывшего усыновителя выплачивать средства на содержание ребенка в соответствии с главой 11 настоящего Кодекса.
Отмена усыновления не допускается, если к моменту предъявления требования об отмене усыновления усыновленный достиг совершеннолетия, за исключением случаев, когда на такую отмену имеется взаимное согласие усыновителя и усыновленного ребенка, а также родителей усыновленного ребенка, если они живы, не лишены родительских прав или не признаны судом недееспособными.
Понравился правовой ответ на юридический вопрос? Поделись ссылкой с друзьями в социальных сетях, поддержи наш юридический проект!