Необоснованный от4аз в приеме на работу
Автор: sfif от 28 октября 2023
Подготовил адвокат Специализированной юридической консультации №1 г. Минска Астапчик Ирина Николаевна (тел.:8-029 122 60 81).
Адрес офиса: г.Минск, ул. Московская, 12 каб. 301
Окончила факультет права Белорусского государственного экономического университета по специальности правоведение. Диплом с отличием. Присвоена квалификация "юрист" в 2003 году.
Бакалавр экономический наук.
Со 2 ноября 2012 года является адвокатом Минской городской коллегии адвокатов в специализированной юридической консультации № 1 г. Минска по правовому обслуживанию субъектов хозяйствования. Лицензия адвоката № 02240/2210 от 2 ноября 2012 года.
Отказ в приеме на работу
Частью 1 ст. 16 ТК установлен запрет на необоснованный отказ в приеме на работу некоторых категорий работников. Необоснованным является отказ в приеме на работу, если:
- основания, ставшие причиной отказа, не относятся к деловым качествам работника;
- основания прямо запрещены или не предусмотрены законодательством;
- наниматель отказывается мотивировать свое решение или не может обосновать правомерность отказа в приеме на работу конкретному лицу.
Так, к примеру, необоснованным будет отказ в приеме на работу по причине наличия или отсутствия детей, судимости родственников и т.д.
Запрещается необоснованный отказ следующим категориям кандидатов (ч. 1 ст. 16 ТК):
- направленным на работу комитетом по труду, занятости и социальной защите Минского городского исполнительного комитета, управлениями (отделами) по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов (далее - органы по труду, занятости и социальной защите) в счет брони (ст. 11, 21 Закона N 125-З); п. 1 - 3 ст. 3 Закона о ветеранах), а также лицам, обязанным возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, и направленным органами по труду, занятости и социальной защите в организации, включенные в перечень организаций независимо от форм собственности для трудоустройства таких лиц, определяемый в установленном законодательством порядке (п. 1 ч. 1 ст. 16 ТК; Декрет о защите детей; Положение N 1595);
- письменно приглашенным на работу в порядке перевода от одного нанимателя к другому по согласованию между ними, в течение одного месяца со дня выдачи письменного приглашения, если стороны не договорились об ином (п. 2 ч. 1 ст. 16 ТК);
- прибывшим по направлению на работу после завершения обучения в государственном учреждении образования, организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования (п. 3 ч. 1 ст. 16 ТК; ст. 84, 86 Кодекса об образовании; Положение N 821);
- имеющим право на заключение трудового договора на основании коллективного договора, соглашения (п. 4 ч. 1 ст. 16 ТК);
- прибывшим на работу по распределению после завершения обучения в государственном учреждении образования (п. 5 ч. 1 ст. 16, ст. 281 ТК; ст. 83, 85 Кодекса об образовании; Положение N 821);
- женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей в возрасте до трех лет, а одинокому родителю - с наличием ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида - до восемнадцати лет) (п. 6 ч. 1 ст. 16 ТК);
- военнослужащим срочной военной службы, уволенным из Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь и направленным на работу в счет брони для предоставления первого рабочего места или поступающим на работу к тому же нанимателю на должность служащего (профессию рабочего), равноценную занимаемой до призыва на военную службу (п. 7 ч. 1 ст. 16, ст. 342 ТК; Положение N 1681);
- уволенным с альтернативной службы и направленным на работу в счет брони для предоставления первого рабочего места или поступающим на работу к тому же нанимателю на должность служащего (профессию рабочего), равноценную занимаемой до направления на альтернативную службу (п. 8 ч. 1 ст. 16, ст. 342 ТК; Положение N 1681);
- являющимся выпускниками учреждений образования, получившими профессионально-техническое, среднее специальное, высшее образование, относящимися к категориям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц с особенностями психофизического развития, трудоустраиваемыми в счет брони (п. 9 ч. 1 ст. 16 ТК).
По требованию вышеназванных категорий лиц или специально уполномоченного государственного органа наниматель обязан известить их о мотивах отказа в письменной форме не позднее трех дней после обращения (ч. 2 ст. 16 ТК). При этом законодательством не определена форма выражения такого требования. Полагаем, что она может быть как письменной, так и устной.
Отметим, что в ч. 1 ст. 462 ТК указано, что надзор за соблюдением законодательства о труде осуществляют уполномоченные на осуществление надзора органы (уполномоченные органы), однако их перечень не приводится. Определить, какие органы уполномочены осуществлять надзор за соблюдением законодательства о труде, возможно, обратившись к нормативным правовым актам, регулирующим их деятельность.
Исходя из данных актов к уполномоченным органам, которые вправе потребовать от нанимателя обоснования отказа в приеме на работу, можно отнести следующие:
- территориальные органы Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (Положение о Департаменте государственной инспекции труда);
- комитеты по труду, занятости и социальной защите областных, Минского городского исполнительных комитетов, управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите городских и районных исполнительных комитетов (Положение о государственной службе занятости населения).
Отметим, что законодательством форма отказа в приеме на работу не установлена. Однако напомним, что отказ в приеме на работу вышеперечисленным категориям граждан по их требованию или требованию уполномоченных органов должен быть изложен в письменной форме (ч. 2 ст. 16 ТК).
Следует также иметь в виду, что отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в суд (ч. 3 ст. 16 ТК). В соответствии с п. 4 Постановления N 2 в суд об оспаривании отказа нанимателя в заключении трудового договора вправе обращаться не только граждане, перечисленные выше, но и другие лица, которые считают отказ в приеме на работу необоснованным. Если суд придет к выводу, что отказ в приеме на работу был необоснованным, то он выносит решение, обязывающее нанимателя заключить трудовой договор, и устанавливает срок исполнения решения. При этом содержание и конкретные условия трудового договора в соответствии со ст. 19 ТК определяются соглашением сторон с соблюдением требований, предусмотренных законодательством о труде.
Таким образом, отказ в приеме на работу всегда должен быть вызван причинами, связанными с компетенцией и деловыми качествами претендента на ту или иную работу.
1.4. Ответственность за необоснованный отказ
в приеме на работу
Необходимо отметить, что законодательством Республики Беларусь предусмотрена административная и уголовная ответственность должностного лица нанимателя за отказ (необоснованный отказ) в приеме на работу. Нарушения, допускаемые должностным лицом нанимателя при приеме на работу, и ответственность, предусмотренная законодательством за такие нарушения, представлены в таблице.
Необоснованный отказ в приеме на работу гражданина, направленного органами по труду, занятости и социальной защите в счет брони - административная ответственность от 20 до 50 базовых величин (ч. 1 ст. 10.12 КоАП)
Отказ в приеме на работу выпускника государственного учреждения профессионально-технического, среднего специального или высшего образования, направленного на работу в соответствии с заявкой этого нанимателя или договором о взаимодействии, заключенным между учреждением образования и этим нанимателем - административная ответственность от 20 до 50 базовых величин (ч. 1 ст. 10.12 КоАП)
Отказ в приеме на работу лица, заключение трудового договора с которым является обязательным - административная ответственность от 20 до 50 базовых величин (ч. 1 ст. 10.12 КоАП)
Необоснованный отказ в приеме на работу женщины по мотивам ее беременности – уголовная ответственность - лишение права занимать определенные должности или лишение права заниматься определенной деятельностью, или исправительные работы на срок до 2 лет, или лишение свободы на срок до 3 лет (ст. 199 УК)
Если Вам нужна срочная правовая помощь...
Если Вы не получили ответ на свой вопрос или по каким-то причинам он Вам не ясен...
Если Вы хотите получить квалифицированную помощь адвоката с учетом Ваших деталей...
Если Вам нужно представительство Ваших интересов уже сегодня...
Если Вы не уверены, что сможете сами защитить свои законные права...
Мы предлагаем воспользоваться платной юридической помощью адвоката
Филанович Ирины Николаевны.
Специальное разрешение (лицензия) на право осуществления адвокатской деятельности, выданное Министерством юстиции Республики Беларусь № 02240/2210.
Телефон +375 29 122-60-81.
Мы рекомендуем Вам бесплатно зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем. Только при выполнении этого простого условия Вы сможете добавить Ваш правовой Вопрос или комментарий на наш сайт и получить на него юридический ответ!