ПравоВед.by - Юридическая консультация, правовая помощь адвоката, юридические услуги, представительство в суде.

 
 

Популярные вопросы:

арест имущества

здравствуйте. Мне сегодня позвонил судебный исполнитель и сказал, что на меня подали в суд юридическое лицо и я должна выплатить 39 миллионов рублей...

отказ от классного руководства

Здравствуйте!Я работаю в школе учителем английского языка на ставку. В начале учебного года меня заставили взять часы классного руководства. Могу ли...

Отработка после вуза

Здравствуйте! Я окончила вуз в 2014 году,в котором обучалась на сокращенном сроке, за счёт средств из бюджета областного комитета по с/х,и по...

повреждение автомобиля птицами

Нам предъявлен иск о возмещении материального ущерба, нанесенного домашними птицами (индейками) автомобилю истца. В проведении экспертизы...

Сын хочет переписать очередь на квартиру на жену

Здравствуйте.Сын хочет переписать свою очередь на квартиру на жену(выходец из детдома).У них двое несовершенно летних детей.У сына это второй...

Решение суда о детях

При расторжении брака решением суда небыло определено с кем из родителей будет проживать ребенок. Спора по детям нет - такая фраза проходит в решении...

командировка в "папин день"

Здравствуйте! Мы многодетная семья и имеем еженедельный свободный от работы день Пн. Мужа отправляют в двухнедельную командировку. Каким образом...

Доля в квартире

Здравствуйте. Интересует как оформить долю в квартире в собственность. Мы муж и жена, собственник квартиры жена. В какую организацию надо обратиться...

Перерасчет подоходного налога (займ под залог)

В 2013 году был взят займ у физ.лица РБ в размере 6000у.е. под залог имущества находящегося у третьего лица. Удостоверили обычной распиской в одном...

уволился и принялся

Если я уволилась(т.к. хотела устроиться на другую работу) а через две недели попросилась назад(т.к. место было уже занято,неуспела) и директор меня...

Внимание! Каждый Ваш вопрос уникален и юридическая консультация дается только по нормативным правовым актам, которые действовали на момент написания конкретного вопроса! Не поленитесь задать свой уникальный юридический вопрос. Мы рады каждому обращению к нам за консультацией, но постарайтесь, задавая Ваш юридический вопрос, описать сложившуюся юридическую ситуацию как можно подробнее не опуская ни одной правовой детали.


Платная юридическая помощь адвоката:

+375 29 626-12-29; +375 29 145-45-19.

бабушку в декрет


Автор: jess от 5 июня 2014
 

Здравствуйте. у меня такая ситуация: ребенку 1.7 лет, я являюсь гражданской РБ, хоть нету прописки в РБ(паспорт РР серии,вид на жительство в РФ),ребенок без прописки. никаких пособий ни тут ни в РФ я не получаю, в РФ не дают так как нет гражданства РФ, говорят - пусть тебе РБ и платит. муж из РФ.сама до рождения ребенка являлась безработной, так как за месяц до рождения окончила университет в РФ дневную форму обучения. можно ли сейчас, когда ребенку год и семь мес. оформить бабушку(мою мать,она в РБ,работает) в декретный отпуск? и какие документы в этом случае нужны?
спасибо

Сожалею, но это не возможно. Порядок предоставления отпуска по уходу за ребенком регулируется Трудовым кодексом. Для того, чтобы "передать" право на данный отпуск мать должна иметь это право. Учитывая то, что Вы не работаете, следовательно данное право Вы передать не можете.

Нормативка по теме:

Кодекс Республики Беларусь от 26.07.1999 N 296-З

(ред. от 05.01.2013)

"Трудовой кодекс Республики Беларусь"

 

Статья 185. Отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет

Работающим женщинам независимо от трудового стажа, по их желанию, наниматель обязан предоставить после перерыва в работе, вызванного родами, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с выплатой за этот период ежемесячного государственного пособия, размеры и условия выплаты которого устанавливаются законодательством.

Отпуск, предусмотренный настоящей статьей, предоставляется по письменному заявлению матери ребенка и может быть использован ею полностью либо по частям любой продолжительности.

Отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет вместо матери ребенка предоставляется работающим отцу или другим родственникам ребенка, фактически осуществляющим уход за ребенком, а при назначении опеки - опекуну ребенка. При этом за ними сохраняется право на получение ежемесячного государственного пособия.

По желанию лиц, указанных в частях первой и третьей настоящей статьи, в период нахождения их в отпуске по уходу за ребенком они могут работать по основному или другому месту работы на условиях неполного рабочего времени (не более половины месячной нормы часов) и на дому с сохранением ежемесячного государственного пособия.

Отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет включается в общий стаж, а также в стаж работы по специальности, профессии, должности в соответствии с законодательством.

В стаж работы, дающий право на последующие трудовые отпуска, время отпуска, указанного в настоящей статье, не засчитывается.

 

Статья 271. Гарантии отцам, другим родственникам ребенка, опекунам (попечителям)

Отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с выплатой ежемесячного государственного пособия предоставляется по усмотрению семьи работающим отцу, другим родственникам ребенка или опекуну, фактически осуществляющим уход за ребенком, в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 185 настоящего Кодекса для женщин-матерей.

Отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет предоставляется лицам, указанным в части первой настоящей статьи, и в тех случаях, когда мать не может осуществлять уход за ребенком в связи с инвалидностью I группы либо болезнью, препятствующей осуществлению ею ухода за ребенком, подтвержденной медицинским заключением.

Работающие отец, другие родственники, фактически осуществляющие уход за больным ребенком в возрасте до четырнадцати лет, ребенком в возрасте до трех лет и ребенком-инвалидом в возрасте до восемнадцати лет в случае болезни матери, а также опекуны (попечители) ребенка имеют право на пособие по временной нетрудоспособности в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством.

Пособия, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, назначаются и выплачиваются по месту работы отца, другого родственника, а также опекуна (попечителя) ребенка.

Работающим отцам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком вместо матери, предоставляются гарантии, предусмотренные частью третьей статьи 268 настоящего Кодекса.

(часть пятая статьи 271 введена Законом Республики Беларусь от 20.07.2007 N 272-З)

Работающие отцы, воспитывающие детей без матери (в связи с ее смертью, лишением родительских прав, длительным - более месяца пребыванием в лечебном учреждении и другими причинами), а также опекуны (попечители) детей соответствующего возраста имеют право и на другие гарантии, предоставляемые законодательством и коллективными договорами, соглашениями работающим женщинам-матерям.

 

Комментарий (источник - КонсультантПлюсБеларусь):

КОМУ УХАЖИВАТЬ ЗА РЕБЕНКОМ, ЕСЛИ МАТЬ ЯВЛЯЕТСЯ

ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ?

 

В.В.ПОДГРУША,

судья Конституционного Суда

Республики Беларусь,

заслуженный юрист Республики Беларусь

 

Материал подготовлен с использованием

правовых актов по состоянию

на 30 января 2012 г.

 

Ответ на поставленный вопрос, казалось бы, лежит на поверхности. Конечно же, как это предусмотрено в Трудовом кодексе Республики Беларусь (далее - ТК), в первую очередь - это право матери ребенка. Ну, а если мать не может, то это может быть отец ребенка, или бабушка, или другой родственник ребенка, фактически осуществляющий за ним уход. Им будет предоставлен социальный отпуск, выплачиваться государственное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

На деле же оказывается, что все не так просто, если мать - индивидуальный предприниматель. И вопрос касается десятков, если не сотен наших граждан. Как сообщила на судебном заседании представитель Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь - заместитель Министра труда Республики Беларусь В.В.Королева, из 3359 женщин - индивидуальных предпринимателей, имеющих малолетних детей, только 58 женщин прекратили заниматься предпринимательской деятельностью в связи с необходимостью ухода за ребенком в возрасте до трех лет.

Проблемой занимался Конституционный Суд Республики Беларусь.

4 октября 2011 г. Конституционный Суд Республики Беларусь в порядке реализации своих полномочий на основании части восьмой ст. 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей принял решение N Р-627/2011 "О некоторых вопросах правового регулирования предоставления отпуска по уходу за ребенком".

 

Предыстория вопроса

 

В Конституционный Суд Республики Беларусь обратилась гражданка К., просившая разобраться в сложившейся ситуации с неоднозначным пониманием закона и неправильным, по мнению заявительницы, применением его на практике.

 

Суть проблемы

 

Заявительница является индивидуальным предпринимателем. 9 июля т.г. она родила дочь, но деятельность свою в качестве индивидуального предпринимателя не прекратила. В семье решили, что отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет возьмет отец ребенка, работающий на госпредприятии.

Однако в предоставлении указанного отпуска мужу заявительницы отказали, сославшись на то, что поскольку жена как индивидуальный предприниматель права на социальный отпуск не имеет, то и ему такой отпуск не положен. При этом была сделана ссылка на разъяснение Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, из которого следует, что деятельность в качестве индивидуального предпринимателя не подпадает под действие ТК и, следовательно, женщина - индивидуальный предприниматель не имеет права на предоставление ей социального отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, поэтому и не может передать это право отцу (либо другому лицу). При таких обстоятельствах оформление указанного отпуска отцу ребенка является неправомерным.

Аргументируя свое несогласие с позицией Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь ссылками на ст. 185 и 271 ТК, а также на нормы Закона Республики Беларусь от 30.10.1992 N 1898-XII "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей" (далее - Закон о государственных пособиях), заявительница обратилась в Конституционный Суд Республики Беларусь с просьбой разобраться в создавшейся ситуации с подобным пониманием норм законов и их применением на практике.

Мнения заинтересованных государственных органов, кафедры гражданского процесса и трудового права юридического факультета Белорусского государственного университета свидетельствуют о том, что поставленный в обращении гражданки К. вопрос заслуживает внимания и нуждается в дополнительной правовой регламентации.

На какие же проблемные аспекты обратил внимание Конституционный Суд Республики Беларусь и на чем он основывал свою аргументацию и правовые позиции?

Прежде всего, на положениях Конституции Республики Беларусь, в соответствии с которой Республика Беларусь провозглашена социальным правовым государством (часть первая ст. 1 Конституции Республики Беларусь), в котором человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства; установлена ответственность государства перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности (ст. 2 Конституции Республики Беларусь). Характеру социального государства соответствует предусмотренное в части второй ст. 21 Конституции Республики Беларусь положение о праве каждого на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий. На достижение указанного уровня направлены также положения ст. 47 Конституции Республики Беларусь, гарантирующие право граждан Республики Беларусь на социальное обеспечение в случаях, предусмотренных законом.

Принцип юридического равенства всех перед законом, закрепленный в ст. 22 Конституции Республики Беларусь, а также принцип пропорциональности ограничения прав и свобод личности, вытекающий из положений части первой ст. 23 Конституции Республики Беларусь, отвечают требованиям правового государства.

Конституция Республики Беларусь предусматривает защиту государством институтов семьи, материнства, отцовства и детства; родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении (части первая и третья ст. 32 Конституции Республики Беларусь).

В ст. 59 Конституции Республики Беларусь установлена также обязанность государства принимать все доступные ему меры для создания внутреннего порядка, необходимого для полного осуществления прав граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.

Конституционный Суд Республики Беларусь отметил, что нормы, аналогичные вышеприведенным конституционным положениям, содержатся и в являющихся обязательными для Республики Беларусь международно-правовых актах о правах человека, включая Всеобщую декларацию прав человека (ст. 2, 7, 22, 25, 29), Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 23, 24, 26), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ст. 4, 9, 10), Конвенцию ООН о правах ребенка. В частности, в преамбуле Конвенции ООН о правах ребенка признается, что семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие с тем, чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества.

Реализация положений о государственной поддержке и защите семьи, материнства, отцовства и детства, гарантированности прав граждан, закрепленных в Конституции Республики Беларусь, законах и предусмотренных международными обязательствами государства, предполагает принятие комплекса мер, обеспечивающих для отдельных категорий граждан условия и механизмы осуществления принадлежащих им прав, включая надлежащее правовое регулирование соответствующих отношений.

Необходимо иметь в виду, что в Республике Беларусь конституционные нормы о защите семьи, материнства, отцовства и детства получили свое дальнейшее развитие как в актах специального законодательства (к ним, прежде всего, относятся Закон Республики Беларусь от 19.11.1993 N 2570-XII "О правах ребенка" и Кодекс Республики Беларусь о браке и семье), так и в других законодательных актах.

Так, согласно части первой ст. 185 ТК работающим женщинам независимо от трудового стажа, по их желанию, наниматель обязан предоставить после перерыва в работе, вызванного родами, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с выплатой за этот период ежемесячного государственного пособия, размеры и условия выплаты которого устанавливаются законодательством.

Отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет относится к категории социальных отпусков (п. 2 части второй ст. 150 ТК) и, как следует из приведенной нормы части первой ст. 185 ТК, предоставляется нанимателем работающей женщине по ее желанию.

Указание в части первой ст. 185 ТК на нанимателя позволяет сделать вывод о том, что социальный отпуск предоставляется лицу, состоящему с нанимателем в трудовых отношениях на основании заключенного трудового договора, что прямо вытекает из определений соответствующих терминов, приведенных в статье 1 ТК.

В силу предписаний части третьей ст. 185 ТК отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет вместо матери ребенка предоставляется работающим отцу или другим родственникам ребенка, фактически осуществляющим уход за ребенком, а при назначении опеки - опекуну ребенка. При этом за ними сохраняется право на получение ежемесячного государственного пособия. Аналогичное нормативное положение содержится и в ст. 271 ТК, устанавливающей гарантии отцам, другим родственникам ребенка, опекунам (попечителям).

В то же время, в отличие от нормы ст. 185 ТК, предусматривающей предоставление отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет матери ребенка по ее желанию, в соответствии со ст. 271 ТК предоставление такого отпуска отцу ребенка либо другим родственникам ребенка осуществляется по усмотрению семьи. Согласно указанной статье предоставление социального отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет лицу, осуществляющему фактический уход за ребенком, не зависит от стажа его работы или продолжительности работы у данного нанимателя. Более того, предоставление социального отпуска правомочному лицу при наличии соответствующего заявления является не правом (как это было до 26 января 2008 г.), а обязанностью нанимателя.

Как и в случае предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет матери ребенка, реализация отцом либо другим родственником ребенка права на получение указанного отпуска ставится законодателем в зависимость от состояния в трудовых отношениях, поскольку наряду с использованием термина "работающий" в части первой ст. 271 ТК сделана отсылка к порядку и условиям предоставления такого отпуска, предусмотренным ст. 185 ТК для работающих женщин-матерей.

При предоставлении женщине-матери социального отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, а также предоставлении такого отпуска вместо матери ребенка работающему отцу или другому родственнику ребенка, фактически осуществляющему уход за ним, законодательством предусмотрена выплата государственного пособия, размеры и условия выплаты которого устанавливаются Законом о государственных пособиях. Порядок назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, определяется Положением о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.03.2008 N 490 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, о внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 сентября 1997 г. N 1290 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь" (далее - Положение).

Согласно части первой п. 27 Положения пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет назначается работающим членам семьи или другим работающим родственникам ребенка в случаях выхода матери на работу (службу), учебу (при получении профессионально-технического, среднего специального и высшего образования в дневной форме получения образования) и прекращения выплаты ей пособия по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, а также оформления указанными лицами отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Конституционный Суд Республики Беларусь обратил внимание на то, что выбор конкретного лица, которое будет фактически осуществлять уход за ребенком и реализовывать в таком случае свое право на социальный отпуск и получение государственного пособия, определяется в соответствии со ст. 271 ТК по усмотрению семьи, исходя из интересов семьи в целях обеспечения заботы о детях, создания надлежащих условий для их развития и воспитания и выполнения тем самым возложенных на семью конституционных обязанностей.

Приведенные выше выводы основываются, таким образом, на анализе Конституционным Судом Республики Беларусь норм ТК и других актов законодательства, из которых следует вывод о том, что законодатель не относит женщин-матерей, являющихся индивидуальными предпринимателями, к категории работающих женщин, на которых распространяется действие норм ст. 185 ТК.

В связи с этим Конституционный Суд Республики Беларусь обратил внимание на правовую природу трудовой деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Суд исходил, прежде всего, из нормы части первой ст. 41 Конституции Республики Беларусь, гарантирующей гражданам Республики Беларусь право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда.

Конституционное право на труд гражданин может реализовать как посредством свободного использования способностей и имущества для занятия предпринимательской деятельностью (часть четвертая ст. 13 Конституции Республики Беларусь), так и, например, в порядке найма (часть первая ст. 42 Конституции Республики Беларусь).

Согласно части второй п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) предпринимательская деятельность - это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.

В силу положений п. 1 ст. 22 ГК гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Осуществление индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности на свой страх, риск и под свою имущественную ответственность исключает возможность (и необходимость) заключения договора на ее осуществление (требуется лишь государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, а для занятия определенными видами деятельности - наличие также специальных разрешений (лицензий)).

В то же время, если право на труд реализуется посредством найма, условия его осуществления устанавливаются трудовым договором как соглашением между работником и нанимателем (нанимателями), в соответствии с которым работник обязуется выполнять работу по определенной одной или нескольким профессиям, специальностям или должностям соответствующей квалификации согласно штатному расписанию и соблюдать внутренний трудовой распорядок, а наниматель обязуется предоставлять работнику обусловленную трудовым договором работу, обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, локальными нормативными правовыми актами и соглашением сторон, своевременно выплачивать работнику заработную плату (абз. четвертый части первой ст. 1 ТК).

Из анализа положений ст. 3 и 4 ТК, определяющих сферу действия ТК и круг отношений, регулируемых ТК, следует вывод о нераспространении действия норм ТК на отношения по осуществлению трудовых функций индивидуальными предпринимателями (в то же время под действие норм ТК подпадают отношения, складывающиеся между индивидуальным предпринимателем как нанимателем и наемными работниками, которые опосредуются трудовым договором).

Конституционный Суд Республики Беларусь указал, что поскольку занятие предпринимательской деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя является реализацией гражданином своего конституционного права, гарантированного государством, оно не должно влечь каких-либо негативных последствий для семьи индивидуального предпринимателя, определяющей по своему усмотрению лицо из числа членов семьи или иных родственников ребенка, которое будет фактически осуществлять уход за ребенком до достижения им возраста трех лет и тем самым приобретать право на социальный отпуск по уходу за таким ребенком и право на получение государственного пособия.

Согласно ст. 22 Конституции Республики Беларусь все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов. Указанный принцип юридического равенства является одним из важнейших принципов правового государства, которому Республика Беларусь как правовое государство обязана следовать при осуществлении государственных функций, включая нормотворческую и правоприменительную деятельность.

Статьей 23 Конституции Республики Беларусь допускается ограничение прав и свобод личности только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

Реализация приведенных конституционных положений обусловливает необходимость соблюдения принципа пропорциональности ограничения прав и свобод для того, чтобы ограничение права по своему объему не искажало саму сущность ограничиваемого права и отвечало защищаемым Конституцией Республики Беларусь ценностям и целям.

Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, исходя из того, что женщины - индивидуальные предприниматели не относятся к категории работающих женщин, на которых распространяется действие ст. 185 ТК, а следовательно, не имеют права на социальный отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, делает вывод о том, что поэтому такие матери не могут передать данное право работающему отцу, другому родственнику ребенка или опекуну, фактически осуществляющему уход за ним. По мнению указанного Министерства, работающий отец, другой родственник ребенка или опекун, фактически осуществляющий уход за ним, права на отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет не имеют, пособие по уходу за ребенком им не назначается. Такое понимание и применение норм ст. 185 и 271 ТК основывается в том числе на нормах Закона о государственных пособиях и Положения, предусматривающих возможность назначения государственного пособия отцу либо другому родственнику ребенка, фактически осуществляющему уход за ним, при условии предоставления матерью ребенка справки о досрочном (до истечения отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет) выходе на работу (службу), учебу и прекращении выплаты ей указанного пособия, а также оформления данными лицами отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Конституционный Суд Республики Беларусь признал, что используемый в правоприменительной практике подход к пониманию сущности права отца, другого родственника ребенка, фактически осуществляющего уход за ребенком до достижения им возраста трех лет, на предоставление им социального отпуска по уходу за таким ребенком как производного от права матери ребенка на этот социальный отпуск является неправомерным. Определенная сопряженность указанных отпусков (в частности, недопустимость одновременного нахождения в социальном отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет матери и отца ребенка) не зависит от того, что право отца на данный отпуск может быть реализовано в случае, если такое право имеет мать ребенка и она отказалась от реализации этого права. Право работающего отца, другого родственника ребенка, фактически осуществляющего уход за ним, на такой социальный отпуск является самостоятельным правом, гарантированность реализации которого основывается на положениях Конституции Республики Беларусь и ТК.

Возможность решения вопроса о предоставлении указанного отпуска отцу, другому родственнику ребенка, фактически осуществляющему за ним уход, в зависимости от статуса матери ребенка (если мать ребенка работает по трудовому договору, то отпуск отцу, другому родственнику ребенка предоставляется, а если она является индивидуальным предпринимателем - не предоставляется) свидетельствует об определенной дискриминации по отношению к работающему отцу, другому родственнику ребенка, что запрещается как ст. 22 Конституции Республики Беларусь, ст. 14 ТК, так и обязательными для Республики Беларусь международно-правовыми актами.

К тому же следует иметь в виду, что в случае предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет работающему отцу, другому родственнику ребенка, фактически осуществляющему за ним уход, за ними сохраняется место работы (должность), такой отпуск включается в общий стаж, а также в стаж работы по специальности, профессии, должности в соответствии с законодательством; им предоставляется возможность работать в период нахождения в таком отпуске на условиях неполного рабочего времени с сохранением права на получение государственного пособия. Отказ в предоставлении указанного отпуска работающему отцу, другому родственнику ребенка, фактически осуществляющему за ним уход, на том основании, что мать ребенка является индивидуальным предпринимателем, ставит указанных лиц в заведомо неравное положение по сравнению с другими работающими, реализующими свое право на данный отпуск на основании ст. 271 ТК.

На основе анализа приведенных норм Конституции Республики Беларусь и иных актов законодательства Конституционный Суд Республики Беларусь указал, что в целях обеспечения реальных механизмов государственной защиты и поддержки семьи, материнства, отцовства и детства Конституция Республики Беларусь и основанные на ней акты законодательства формируют основу для создания соответствующим категориям граждан условий, обеспечивающих им достойную жизнь и выполнение ими социальных функций, связанных, в частности, с материнством и отцовством.

Государство, выполняя возложенную на него конституционную обязанность по защите указанных институтов, гарантирует предоставление такого социального отпуска, как отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, а также выплату государственных пособий в связи с рождением и воспитанием детей.

В свою очередь законодатель обязан обеспечивать такое правовое регулирование, которое учитывало бы задачи социальной, в том числе демографической, политики на конкретно-историческом этапе развития государства, и создавать прежде всего для семьи, матерей и отцов, осуществляющих уход за детьми, благоприятные социальные условия для реализации публично значимой функции воспитания малолетних детей с максимально возможным учетом интересов семьи.

Конституционный Суд Республики Беларусь пришел к выводу о том, что непредоставление отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет работающим отцу, другим родственникам ребенка в случае, если мать ребенка является индивидуальным предпринимателем, не основано на конституционных принципах и нормах, характеризующих Республику Беларусь как социальное правовое государство, обусловлено наличием пробела в регулировании отношений, складывающихся в этой сфере, приводит на практике к нарушению прав и законных интересов граждан.

Исходя из положений ст. 1, 2, 13, 21 - 23, 32 Конституции Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь признал, что указанный пробел должен быть устранен путем уточнения законодательных положений, в соответствии с которым однозначно следовало бы, что работающему отцу, другому родственнику ребенка, фактически осуществляющему уход за ребенком в возрасте до трех лет, предоставляется социальный отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с выплатой государственного пособия в случае, когда мать ребенка является индивидуальным предпринимателем.

Совету Министров Республики Беларусь как субъекту, обладающему правом законодательной инициативы, предложено подготовить проект закона, предусматривающий внесение соответствующих изменений и дополнений в ТК, Закон о государственных пособиях, и внести его в установленном порядке в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь.

 

 

С уважением Sfif


Теги данного вопроса: Трудовое право, Отпуск по уходу за ребенком, Семейное право






Если Вам нужна срочная правовая помощь...

Если Вы не получили ответ на свой вопрос или по каким-то причинам он Вам не ясен...

Если Вы хотите получить квалифицированную помощь адвоката с учетом Ваших деталей...

Если Вам нужно представительство Ваших интересов уже сегодня...

Если Вы не уверены, что сможете сами защитить свои законные права...

 

 

Мы предлагаем воспользоваться платной юридической помощью адвоката
Филановича Геннадия Александровича.

Специальное разрешение (лицензия) на право осуществления адвокатской деятельности, выданное Министерством юстиции Республики Беларусь № 02240/2297.  Действительна до 05.02.2018 года.

 

Телефон +375 29 626-12-29.


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам бесплатно зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем. Только при выполнении этого простого условия Вы сможете добавить Ваш правовой Вопрос или комментарий на наш сайт и получить на него юридический ответ!

Добавить комментарий к юридическому вопросу касающемуся "бабушку в декрет":

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Платные консультации:

получить платную юридическую консультацию адвоката или иную правовую помощь можно по телефону, электронной почте или при личной встрече с адвокатом в его офисе. Достаточно позвонить адвокатам по телефонам:



При звонке из Республики Беларусь вместо цифр "+375 29" можно набирать цифры "8 029".

Телефоны адвокатов доступны
с 8.00 до 22.00 ежедневно.
В рамках платных консультаций правовая помощь оказывается с учетом всех Ваших правовых нюансов и представленных Вами документов. По итогам устной консультации возможна подготовка письменного документа с текстами извлечений из нормативных правовых актов (нормы, на основании которых дана консультация).

Обращаем внимание, что указанные телефоны принадлежат адвокатам и не предназначены для бесплатных консультаций! Получить бесплатную помощь Вы можете только задав вопрос на нашем сайте.

Последние Вопросы:

Сегодня, 00:48
Здравствуйте.у моего дедушки социальная квартира. Может ли он вписать меня в эту квартиру ?если у меня нет смоего жилого помещения....
Прочитать ответ
Вчера, 19:55
При расторжении брака решением суда небыло определено с кем из родителей будет проживать ребенок. Спора по детям нет - такая фраза проходит в решении...
Прочитать ответ
Вчера, 19:33
При расторжении брака, решением суда небыло определено с кем из экс супругов будет проживать ребенок. В будущем мне предстоит смена места жительства...
Прочитать ответ
Другие вопросы

Архив Вопросов:


Декабрь 2016 (25)
Ноябрь 2016 (441)
Октябрь 2016 (443)
Сентябрь 2016 (362)
Август 2016 (379)
Июль 2016 (230)