ПравоВед.by - Юридическая консультация, правовая помощь адвоката, юридические услуги, представительство в суде.

 
 

Популярные вопросы:

Перерасчет подоходного налога (займ под залог)

В 2013 году был взят займ у физ.лица РБ в размере 6000у.е. под залог имущества находящегося у третьего лица. Удостоверили обычной распиской в одном...

арест имущества

здравствуйте. Мне сегодня позвонил судебный исполнитель и сказал, что на меня подали в суд юридическое лицо и я должна выплатить 39 миллионов рублей...

отказ от классного руководства

Здравствуйте!Я работаю в школе учителем английского языка на ставку. В начале учебного года меня заставили взять часы классного руководства. Могу ли...

Отработка после вуза

Здравствуйте! Я окончила вуз в 2014 году,в котором обучалась на сокращенном сроке, за счёт средств из бюджета областного комитета по с/х,и по...

повреждение автомобиля птицами

Нам предъявлен иск о возмещении материального ущерба, нанесенного домашними птицами (индейками) автомобилю истца. В проведении экспертизы...

Сын хочет переписать очередь на квартиру на жену

Здравствуйте.Сын хочет переписать свою очередь на квартиру на жену(выходец из детдома).У них двое несовершенно летних детей.У сына это второй...

техник-осеменатор

Подходят ли под ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 30 ноября 1998 г. N 1842 техник-осеменатор и имеет ли право на выплату 200 базовых?...

Льготное кредитование на улучшение жилищных условий

Здравствуйте. Семья состоит из трех человек, я и дочь (2 года) прописаны в общежитии, муж прописан в квартире родителей и не является собственником...

Обвинения главного бухгалтера

Здравствуйте, помогите пожалуйста юридической помощью. Мне предложили работу главным бухгалтером в ООО, но у меня нет образования высшего и даже...

Родительские права в гражданском браке/ Отцовство

Добрый день, прошу помочь мне! Я мать двоих детей, нахожусь в декретном отпуске. Одному ребенку 1,10 и второму 3 месяца. Двое детей рождены вне...

Внимание! Каждый Ваш вопрос уникален и юридическая консультация дается только по нормативным правовым актам, которые действовали на момент написания конкретного вопроса! Не поленитесь задать свой уникальный юридический вопрос. Мы рады каждому обращению к нам за консультацией, но постарайтесь, задавая Ваш юридический вопрос, описать сложившуюся юридическую ситуацию как можно подробнее не опуская ни одной правовой детали.


Платная юридическая помощь адвоката:

+375 29 626-12-29; +375 29 145-45-19.

Открытие конторы по выдаче займов


Автор: sakbor71 от 17 мая 2014
 

Какими нормами, законами и правилами регламентируется открытие конторы по выдаче денежных займов под проценты для физических лиц?

Декрет Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1

(ред. от 21.02.2014)

"О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования"

(вместе с "Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования", "Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования")

 

Кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 N 218-З

(ред. от 31.12.2013)

"Гражданский кодекс Республики Беларусь"

(с изм. и доп., вступившими в силу с 20.02.2014)

 

Кодекс Республики Беларусь от 29.12.2009 N 71-З

(ред. от 31.12.2013)

"Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)"

 

Ну и на "затравку":

"Налоги Беларуси", 2010, N 42

 

ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ

МИКРОФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

Ю.В.МАЛАФЕЙ,

руководитель проекта ПРООН

и Национального банка

Республики Беларусь "Содействие

развитию микрофинансирования

в Республике Беларусь"

 

Подписано в печать 10.11.2010

 

В настоящее время на Земле свыше 1 млрд. человек имеют доход менее 1 дол. США в день, еще 3 миллиарда - живут на 2 дол. в день <1>. Во многих развитых странах мира значительная часть населения и практически весь начинающий бизнес лишены возможности получения финансовых ресурсов на доступных для них условиях. Для решения проблемы тридцать лет назад мировое сообщество начало активно развивать институты микрофинансирования, специально предназначенные для обслуживания той категории населения, недостаточный доход которой не позволяет им попасть в клиентскую базу коммерческих банков, страховых компаний и других традиционных финансовых учреждений.

--------------------------------

<1> Бюллетень микрофинансового фонда "Грамин", 2002 г.

 

На современном этапе развития микрофинансирование (микрокредитование, микросбережения, денежные сбережения, микролизинг, микрострахование) является одним из наиболее действенных и перспективных механизмов достижения Целей развития тысячелетия в области преодоления бедности.

 

     Справка.

     Некоммерческая    микрофинансовая    деятельность    -    деятельность

некоммерческих  микрофинансовых организаций по предоставлению юридическим и

(или)  физическим  лицам  микрозаймов (некоммерческое микрофинансирование),

гарантий, поручительств, финансовой аренды (лизинга), а также оказание иных

видов  финансовой  поддержки.  При  этом под некоммерческой микрофинансовой

организацией понимается некоммерческое юридическое лицо, зарегистрированное

в  форме потребительского кооператива, учреждения или фонда, осуществляющее

некоммерческую микрофинансовую деятельность.

 

     Справка.

     Цели  развития  тысячелетия  -  8  международных  целей  (и 21 задача)

развития,  которые  192  государства  -  члена  ООН  и, по меньшей мере, 23

международные  организации  договорились  достичь к 2015 г. Цели включают в

себя  сокращение  масштабов  крайней  нищеты,  снижение детской смертности,

борьбу  с эпидемическими заболеваниями, такими как СПИД, а также расширение

всемирного сотрудничества с целью развития <2>.

     --------------------------------

     <2>  Справка  составлена на основе информации, приведенной в свободной

энциклопедии "Википедия" (http://ru.wikipedia.org/).

 

В июне 2004 г. Большая Восьмерка (G8) на встрече глав государств в г. Си-Айленде (штат Джорджия, США) одобрила основные принципы микрофинансирования. Организация Объединенных Наций объявила 2005 г. Всемирным годом микрокредитования. Ежегодно сообщество доноров тратит приблизительно от 800 млн. до 1 млрд.дол. США на микрофинансирование <3>. Большая часть этих средств направляется на создание и поддержку микрофинансовых институтов в беднейших странах Африки, Азии, Латинской Америки. В то же время микрофинансирование находит все больше сторонников в государствах с переходной экономикой и экономически развитых странах. На уровне профильных комитетов Европейского экономического сообщества подготовлена и находится на стадии рассмотрения Европейская инициатива по развитию микрокредитования в интересах развития регионов и занятости населения <4>. В ней, в частности, констатируется, что в среднем для создания одного рабочего места в Евросоюзе достаточен микрокредит <5> в размере 5 тыс. евро. По оценке Всемирного ресурсного центра по микрофинансированию, в настоящее время около 500 млн. человек в мире обслуживаются микрофинансовыми организациями, которые разработали специальные методики и технологии работы с микробизнесом и клиентами с невысоким уровнем дохода. Последнее свидетельствует о дополнительной социальной функции микрофинансирования, которая предполагает экономическое просвещение населения и обучение начинающих предпринимателей основам ведения бизнеса, внедрение упрощенных процедур микрокредитования и консультирование населения, проживающего в отдаленных регионах, по широкому спектру финансово-кредитных услуг.

--------------------------------

<3> Построение всеохватывающих финансовых систем / Руководство для доноров. Передовые методы микрофинансирования. - Консультативная группа по оказанию помощи беднейшим слоям населения // Всемирный Банк, 2004 г.

<4> Комиссия Европейских Сообществ. N СОМ (2007) 708. - Брюссель, 13.11.2007.

<5> Под микрокредитом в данном документе понимается "предоставление очень малых кредитов представителям малого бизнеса; социально ориентированным предприятиям; наемным работникам, желающим начать свой бизнес; гражданам, работающим в неформальном секторе экономики, и другим категориям малоимущего населения". Размер такого микрокредита не должен превышать 25 тыс. евро.

 

В нашей стране микрофинансирование сконцентрировано в крупных и средних городах и активно развивается сравнительно недавно: основы для развития небанковского микрофинансирования в рамках совместных проектов Правительства Республики Беларусь и ПРООН создаются с 1998 г. (разработан и внедрен механизм индивидуального и группового микрокредитования на базе Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей; создана правовая база для создания гарантийных фондов и деятельности кредитных союзов; в сотрудничестве с ОАО "АСБ "Беларусбанк" апробирована методика предоставления микрокредитов на развитие личных подсобных хозяйств в районах, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС). С 2001 г. получили развитие программы микрокредитования, предлагаемые коммерческими банками, в том числе благодаря кредитной линии и технической помощи Европейского банка реконструкции и развития.

Вместе с тем основными потенциальными потребителями микрофинансовых услуг является самозанятое население <6> и начинающие предприниматели, проживающие в малых городах и сельской местности. Причинами того, что самозанятые граждане по-прежнему лишены доступа к финансовым ресурсам банков, являются:

- отсутствие возможности подтвердить официальный доход для получения банковского кредита;

- малый размер суммы требуемых заемных средств и, как следствие, нежелание банков предоставлять им данную услугу;

- географическая удаленность от банковских сетей, предоставляющих микрокредиты;

- отсутствие апробированных банковских микрокредитных продуктов и специалистов для микрокредитования в сельской местности.

--------------------------------

<6> Под самозанятым населением подразумевается категория экономически активных граждан, которые не числятся официально работающими или безработными. По данным Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь за 2007 г., в среднем за год трудовые ресурсы составили 6241,4 тыс. человек, из них экономически активное население - 4525,24 тыс. человек (включая работающих граждан и официально зарегистрированных безработных). Уровень безработицы - 1,1% (48,64 тыс. человек официально зарегистрированных безработных). Следует учесть, что в число трудовых ресурсов входят также совершеннолетние граждане, учащиеся на дневных отделениях вузов - 595,44 тыс. человек, женщины, находящиеся в оплачиваемом отпуске по беременности и родам, - 160,24 тыс. человек и лица, осуществляющие уход за инвалидами и находящиеся в местах заключения, - 75,64 тыс. человек. Оставшиеся 885 тыс. человек - это так называемое самозанятое население.

 

В последние годы белорусским государством были предприняты серьезные меры для облегчения перехода заинтересованных самозанятых граждан в разряд субъектов малого предпринимательства (далее - СМП): индивидуальных предпринимателей и владельцев малых предприятий. Благодаря вступлению в силу Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. N 1 "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования", который существенно упростил и удешевил государственную регистрацию СМП, на 1 октября 2009 г. количество индивидуальных предпринимателей и малых предприятий выросло по сравнению с началом года на 3617 человек и 10808 юридических лиц соответственно <7>.

--------------------------------

<7> Общее количество СМП на 01.10.2009 составило 296429: 77228 юридических лиц и 219201 ИП (Источник: официальная интернет-страница Министерства экономики Республики Беларусь w3.economy.gov.by).

 

Однако вновь зарегистрированные СМП как минимум первые шесть месяцев деятельности вынуждены рассчитывать на свои собственные финансовые ресурсы. Ни один белорусский банк, включая банки, специализирующиеся на поддержке СМП, не предоставляют кредит таким начинающим предпринимателям. Этим значительно повышается риск банкротства вновь зарегистрированных СМП и тормозится рост предпринимательской активности в регионах страны.

Опыт работы небанковских микрофинансовых организаций в странах Центральной и Восточной Европы и СНГ и первых белорусских некоммерческих организаций (потребительских кооперативов финансовой взаимопомощи, государственных и негосударственных фондов и учреждений финансовой поддержки предпринимателей и населения) убедительно демонстрирует, что данные организации могут эффективно решать проблему доступа к необходимым финансовым ресурсам <8> для самозанятых и начинающих предпринимателей.

--------------------------------

<8> Опыт работы небанковских некоммерческих белорусских микрофинансовых организаций свидетельствует, что разовый размер такого финансирования не превышает 3 млн.руб. в год (экв. 1 тыс.дол. США).

 

Развитие кредитной кооперации в Республике Беларусь началось с 2000 г. Кредитные союзы в Беларуси создаются в соответствии со статьей 116 Гражданского кодекса Республики Беларусь в форме потребительских кооперативов. В настоящее время в стране зарегистрировано несколько десятков потребительских кооперативов финансовой взаимопомощи различного типа:

- потребительских кооперативов граждан;

- потребительских кредитных кооперативов смешанного типа, объединяющих граждан и субъектов малого предпринимательства;

- обществ взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства.

Ежегодно потребительскими кооперативами финансовой взаимопомощи смешанного типа оказывается поддержка около 1000 займополучателям при среднем размере одного микрозайма 3000000 руб. Одним из примеров успешной деятельности потребительского кредитного кооператива смешанного типа является деятельность ПК "Консультационно-финансовый центр "Взаимопомощь" (г. Марьина Горка). За 2,5 года своей работы кооператив объединил 195 членов, из них 130 членов - физические лица и 65 - индивидуальные предприниматели, коммерческие и некоммерческие организации. Кооперативом аккумулировано 220 млн.руб., выдано займов более 600 млн.руб., выплачено процентов вкладчикам более 70 млн.руб. Интерес к данной форме потребительского кооператива растет как со стороны предпринимателей, так и со стороны граждан, в том числе решивших заниматься предпринимательской деятельностью. Кооперативы смешанного типа оказывают содействие начинающим предпринимателям, гражданам, решившим начать свой бизнес, в доступе к финансовым ресурсам, который закрыт для них в банках ввиду отсутствия кредитной истории и, как правило, залогового обеспечения, проводят обучающие мероприятия для представителей малого бизнеса, повышают их финансовую грамотность. Все это способствует обеспечению самозанятости населения, особенно в регионах, созданию рабочих мест, росту уплачиваемых налогов. Причем если кооперативам граждан для своего устойчивого развития необходимо от 2 до 3-х лет, то для смешанных хватает одного года.

Развитие микрофинансирования населения с невысоким уровнем дохода, преимущественно проживающего в сельской местности, через создание и деятельность фондов в Республике Беларусь началось с 2008 г. Деятельность фондов регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 г. N 302 "О некоторых мерах по упорядочению деятельности фондов".

Первые займы на приобретение скота (коров, поросят и т.д.), доильных аппаратов, кормов, строительных материалов, семян и небольшого оборудования были выданы в Славгородском районе Могилевской области местным фондом развития сельских территорий "Возрождение-Агро". В 2009 г. аналогичная деятельность начата в Столинском районе Брестской области. К настоящему времени выдано 45 займов в размере 2,7 млн.руб. в среднем при имеющемся финансовом фонде 100 млн.руб. Спрос на займы превышает имеющиеся фонды в районах. Интерес к данному виду поддержки сельских жителей из других районов Беларуси возрастает.

Вышеперечисленные примеры свидетельствуют о том, что в стране имеется востребованность в выдаче небольших займов физическим лицам и предпринимателям со стороны потребительских кооперативов, объединяющих физических лиц и юридические лица (субъекты малого предпринимательства, общественные объединения), некоммерческие фонды и учреждения. Однако развитие данных форм микрофинансовых организаций серьезно сдерживается налоговыми ограничениями, ставя их в неравные условия осуществления деятельности по сравнению с коммерческими банками.

В частности, из пункта 10 статьи 175 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь следует, что при выдаче займов физическим лицам потребительскими кооперативами финансовой взаимопомощи граждан и юридических лиц, фондами и учреждениями они обязаны за свой счет уплатить в бюджет подоходный налог не позднее дня, следующего за днем выдачи займа. Данная норма выводит из денежного оборота вышеуказанных некоммерческих организаций часть и без того ограниченных средств, имеющихся в их распоряжении, тормозит их развитие.

Для решения данной проблемы белорусские микрофинансовые организации, объединенные в Республиканский микрофинансовый центр <9>, предлагают внести изменения в указанный пункт 10 статьи 175 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь в части освобождения потребительских кооперативов финансовой взаимопомощи граждан и юридических лиц, фондов и учреждений от уплаты подоходного налога при выдаче займов физическим лицам. На примере ПК "Консультационно-финансовый центр "Взаимопомощь" это позволит ежегодно выдавать дополнительно около 10 займов на сумму 20 млн.руб., а на примере фонда развития сельских территорий "Возрождение-Агро", работающего в Могилевской области и имеющего финансовый фонд в размере 100 млн.руб., - около 6 займов на сумму 12 млн.руб.

--------------------------------

<9> Республиканский микрофинансовый центр (РМЦ) зарегистрирован 6 апреля 2009 г. РМЦ объединяет ресурсы действующих микрофинансовых организаций и действует только в их интересах. РМЦ открыт для объединения всех организаций Республики Беларусь, ведущих микрофинансовую деятельность: кредитные союзы, фонды, банки, лизинговые компании, а также их руководителей. В настоящее время РМЦ объединяет 4 кооператива финансовой взаимопомощи (кредитные союзы), зарегистрированные в г. Минске, г. Марьиной Горке и д. Комарово Минской области, г. Слониме Гродненской области, Брестское областное государственное учреждение финансовой поддержки предпринимателей, Международный фонд развития сельских территорий, ЗАО "Мобильный лизинг", г. Минск.

 

Следует отметить, что в 2008 г. Законом Республики Беларусь от 13 ноября 2008 г. N 449-З "О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам налогообложения" подобное изменение было внесено в Закон Республики Беларусь от 21 декабря 1991 г. N 1327-XII "О подоходном налоге с физических лиц" и затем нашло отражение в пункте 10 статьи 175 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь относительно деятельности потребительских кооперативов финансовой взаимопомощи, объединяющих физических лиц. На тот момент данный тип некоммерческой микрофинансовой организации был практически единственным работающим в стране.

В связи с развитием в последние годы других видов некоммерческих микрофинансовых организаций представляется целесообразным расширить данную норму на потребительские кооперативы финансовой взаимопомощи, объединяющих физических лиц и юридические лица (субъекты малого предпринимательства, общественные организации), а также на фонды и учреждения, оказывающие финансовую поддержку физическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

Аргументы противников внесения вышеуказанных изменений в налоговое законодательство в основном сводятся к тому, что микрофинансовые организации устанавливают высокие процентные ставки по своим займам, поэтому предоставление налоговых послаблений им нецелесообразно.

Необходимо подчеркнуть, что вопрос стоит о деятельности некоммерческих, "народных" организаций, которые раньше не зря называли "кассами взаимопомощи". Сразу следует отметить, что нельзя при рассмотрении данного вопроса одинаково подходить к банкам и некоммерческим микрофинансовым организациям - их обороты просто несопоставимы (сотни миллионов долларов у банков и 100 - 200 млн.руб. у микрофинансовых организаций). При этом некоммерческие организации наравне с другими юридическими лицами арендуют по коммерческим ставкам помещения для работы, должны вести бухгалтерский учет и обслуживать мелких заемщиков, т.е. иметь в штате директора и сотрудника по займам, покупать мебель.

Простейшие расчеты показывают, что даже при доходности займов 25 - 40% (разница между ценой привлеченных средств от своих членов и эффективной процентной ставкой по выдаваемым займам) в месяц это составит при обороте 100 млн.руб. приблизительно 2 - 3,5 млн.руб., из которых более 1 млн.руб. будет потрачено только на аренду помещения и коммунальные расходы. А ведь еще необходимо приобрести мебель, компьютерную и офисную технику, расходные материалы, оплачивать услуги. И это при том, что организации, выполняя социальную миссию, не получают какой-либо помощи со стороны государства.

Поддержат ли соответствующие органы государственного управления инициативу Республиканского микрофинансового центра? Уравняют ли в налоговых правах коммерческие банки и некоммерческие микрофинансовые организации? Вопрос пока остается открытым...

 

С уважением Sfif

 

П.С. Вам нужно идти на платную консультацию к юристу (адвокату), а задавать подобные вопросы "покормив котенка"...


Теги данного вопроса: Гражданское право, Налоговое право, Регистрация юридического лица





Если Вам нужна срочная правовая помощь...

Если Вы не получили ответ на свой вопрос или по каким-то причинам он Вам не ясен...

Если Вы хотите получить квалифицированную помощь адвоката с учетом Ваших деталей...

Если Вам нужно представительство Ваших интересов уже сегодня...

Если Вы не уверены, что сможете сами защитить свои законные права...


Мы предлагаем воспользоваться платной юридической помощью адвоката
Филанович Ирины Николаевны.

Специальное разрешение (лицензия) на право осуществления адвокатской деятельности, выданное Министерством юстиции Республики Беларусь № 02240/2210.
Действительно до 02.10.2017 года.

Телефон +375 29 145-45-19.



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам бесплатно зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем. Только при выполнении этого простого условия Вы сможете добавить Ваш правовой Вопрос или комментарий на наш сайт и получить на него юридический ответ!

Добавить комментарий к юридическому вопросу касающемуся "Открытие конторы по выдаче займов":

  • Группа: Посетители
  • ICQ: 317257832
  • Регистрация: 16.11.2016
  • Комментариев: 1
  • Публикаций: 0
^
10 . , 500 . . , , , .

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Платные консультации:

получить платную юридическую консультацию адвоката или иную правовую помощь можно по телефону, электронной почте или при личной встрече с адвокатом в его офисе. Достаточно позвонить адвокатам по телефонам:



При звонке из Республики Беларусь вместо цифр "+375 29" можно набирать цифры "8 029".

Телефоны адвокатов доступны
с 8.00 до 22.00 ежедневно.
В рамках платных консультаций правовая помощь оказывается с учетом всех Ваших правовых нюансов и представленных Вами документов. По итогам устной консультации возможна подготовка письменного документа с текстами извлечений из нормативных правовых актов (нормы, на основании которых дана консультация).

Обращаем внимание, что указанные телефоны принадлежат адвокатам и не предназначены для бесплатных консультаций! Получить бесплатную помощь Вы можете только задав вопрос на нашем сайте.

Последние Вопросы:

Сегодня, 10:53
Доброго времени суток. Я не являюсь ни юр.лицом, ни ИП, но работаю над созданием компьютерной игры. Чтобы облегчить работу, хочу использовать рисунки...
Прочитать ответ
Сегодня, 09:35
Здравствуйте, подскажите, входит ли стаж работы медсестры в реанимации на Украине (1988-1997) при начислении льготной пенсии в Беларуси?...
Прочитать ответ
Сегодня, 08:07
Я гражданин РФ. 23.09.2016 г. был выслан из РБ (за езду в нетрезвом виде), до 23.09.2017 г. Знаю что поступок не хороший, я понес за это наказание и...
Прочитать ответ
Другие вопросы

Архив Вопросов:


Декабрь 2016 (130)
Ноябрь 2016 (441)
Октябрь 2016 (443)
Сентябрь 2016 (362)
Август 2016 (379)
Июль 2016 (230)