ПравоВед.by - Юридическая консультация, правовая помощь адвоката, юридические услуги, представительство в суде.

 
 

Популярные вопросы:

Перерасчет подоходного налога (займ под залог)

В 2013 году был взят займ у физ.лица РБ в размере 6000у.е. под залог имущества находящегося у третьего лица. Удостоверили обычной распиской в одном...

арест имущества

здравствуйте. Мне сегодня позвонил судебный исполнитель и сказал, что на меня подали в суд юридическое лицо и я должна выплатить 39 миллионов рублей...

отказ от классного руководства

Здравствуйте!Я работаю в школе учителем английского языка на ставку. В начале учебного года меня заставили взять часы классного руководства. Могу ли...

Отработка после вуза

Здравствуйте! Я окончила вуз в 2014 году,в котором обучалась на сокращенном сроке, за счёт средств из бюджета областного комитета по с/х,и по...

повреждение автомобиля птицами

Нам предъявлен иск о возмещении материального ущерба, нанесенного домашними птицами (индейками) автомобилю истца. В проведении экспертизы...

Сын хочет переписать очередь на квартиру на жену

Здравствуйте.Сын хочет переписать свою очередь на квартиру на жену(выходец из детдома).У них двое несовершенно летних детей.У сына это второй...

Решение суда о детях

При расторжении брака решением суда небыло определено с кем из родителей будет проживать ребенок. Спора по детям нет - такая фраза проходит в решении...

командировка в "папин день"

Здравствуйте! Мы многодетная семья и имеем еженедельный свободный от работы день Пн. Мужа отправляют в двухнедельную командировку. Каким образом...

Доля в квартире

Здравствуйте. Интересует как оформить долю в квартире в собственность. Мы муж и жена, собственник квартиры жена. В какую организацию надо обратиться...

уволился и принялся

Если я уволилась(т.к. хотела устроиться на другую работу) а через две недели попросилась назад(т.к. место было уже занято,неуспела) и директор меня...

Внимание! Каждый Ваш вопрос уникален и юридическая консультация дается только по нормативным правовым актам, которые действовали на момент написания конкретного вопроса! Не поленитесь задать свой уникальный юридический вопрос. Мы рады каждому обращению к нам за консультацией, но постарайтесь, задавая Ваш юридический вопрос, описать сложившуюся юридическую ситуацию как можно подробнее не опуская ни одной правовой детали.


Платная юридическая помощь адвоката:

+375 29 626-12-29; +375 29 145-45-19.

Подоходный налог с физических лиц


Автор: Лариса1976 от 16 февраля 2014
 

Здравствуйте.Прошу разъяснить ситуацию, возникшую с моим мужем Сергеем Анатольевичем (пишу от его лица).
Моя сестра строит одноквартирный жилой дом, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий. Она заключила со мной договор подряда (физ. лица с физ. лицом), на выполнение строительных работ с 15 сентября 2012г. по 30 апреля 2013г ( 7,5 месяцев):

- Разработка грунта в ручную для устройства фундамента - 40м3;
- Заливка фундамента цементно-песчаной смесью - 40м3;
- Рубка стен из брусьев - 21,6м3;
- Кладка стен и фронтонов из силикатных блоков - 20м3;
- Кладка столбов из кирпича - 15 м.п.;
- Установка стропильной системы с обрешёткой – 270 м2;
- Устройство кровель с покрытием «Ондулин» - 270м2.
На основании акта выполненных работ, сестра единожды оплатила мои услуги путём перечисления на текущий расчётный счёт, денежных средств, в размере 40 000 000 белорусских рублей, без учёта всех возможных выплат. На момент выполнения данных работ я нигде не работал (не было основного места работы) и у меня на иждивении были двое несовершеннолетних детей и жена в декретном отпуске. В феврале 2014г. я самостоятельно подал декларацию о доходах в налоговую инспекцию по месту жительства, на оплату подоходного налога.
1 Вопрос: Имеет ли право налоговая инспекция причислить меня к статье «Незаконная предпринимательская деятельность» и применить штрафные санкции, если я не являлся Индивидуальным Предпринимателем, работал по договору подряда с физ. лицом единожды в своей жизни и не получал систематической прибыли ?
2 Вопрос: Имею ли я право на налоговые вычеты в связи с моим семейным положением (я без основного места работы с 31 мая 2012г., двое несовершеннолетних детей: 1,5 года – сын, 11 лет – сын; жена в декретном отпуске с 1 апреля 2011г.) ?
3 Вопрос: Какая сумма подлежит уплате подоходного налога, исходя из моей ситуации ?

4 Вопрос: Обязан ли я оплатить единый налог за каждый месяц своей деятельности (7,5 месяце) и на каком основании ?

 

ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
7 декабря 1998 г. N 218-З
Статья 1. Отношения, регулируемые гражданским законодательством
1. Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности, регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.
Предпринимательская деятельность - это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.
Ремесленная деятельность - это деятельность физических лиц по изготовлению и реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг с применением ручного труда и инструмента, в том числе электрического, осуществляемая самостоятельно, без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам и направленная на удовлетворение бытовых потребностей граждан.
К предпринимательской деятельности не относятся:
ремесленная деятельность;
деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма;
деятельность граждан Республики Беларусь, осуществляющих ведение личных подсобных хозяйств, по производству, переработке и реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции;
адвокатская деятельность;
нотариальная деятельность нотариусов;
деятельность третейских судей;
деятельность медиаторов;
деятельность, осуществляемая в рамках временных научных коллективов;
деятельность физических лиц по использованию собственных ценных бумаг и банковских счетов в качестве средства платежа или в целях сохранения денежных средств и получения дохода;
осуществляемые физическими лицами самостоятельно без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам следующие виды деятельности:
реализация на торговых местах на рынках и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах не более пяти дней в календарном месяце произведенных, переработанных либо приобретенных физическими лицами для продажи товаров (за исключением подакцизных товаров, товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, котят и щенков), отнесенных к товарным группам, определенным законодательством (далее - разовая реализация товаров на рынке). При этом условие об осуществлении деятельности не более пяти дней в календарном месяце не распространяется на реализацию продукции растениеводства и продукции животноводства, полученной от домашних животных (кроме пушнины), произведенных на находящемся на территории Республики Беларусь земельном участке, предоставленном физическому лицу, осуществляющему реализацию, и (или) лицам, состоящим с ним в браке, отношениях близкого родства или свойства, для строительства и (или) обслуживания жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, дачного строительства, огородничества, в виде служебного земельного надела;
оказание услуг по выращиванию сельскохозяйственной продукции;
оказание услуг по дроблению зерна;
выпас скота;
репетиторство (консультативные услуги по отдельным учебным предметам (предметам), учебным дисциплинам (дисциплинам), образовательным областям, темам, в том числе помощь в подготовке к централизованному тестированию);
чистка и уборка жилых помещений;
уход за взрослыми и детьми;
услуги, выполняемые домашними работниками: стирка и глаженье постельного белья и других вещей, выгул домашних животных и уход за ними, закупка продуктов, приготовление пищи, мытье посуды, внесение платы из средств обслуживаемого лица за пользование жилым помещением и жилищно-коммунальные услуги;
музыкальное обслуживание свадеб, юбилеев и прочих торжественных мероприятий;
деятельность независимых актеров, конферансье, музыкантов;
предоставление услуг тамадой;
фотосъемка, изготовление фотографий;
деятельность, связанная с поздравлением с днем рождения, Новым годом и иными праздниками независимо от места их проведения;
реализация котят и щенков при условии содержания домашнего животного (кошки, собаки);
услуги по содержанию, уходу и дрессировке домашних животных, кроме сельскохозяйственных животных;
предоставление секретарских услуг и услуг по переводу;
предоставление услуг, оказываемых при помощи автоматов для измерения веса, роста;
ремонт и переделка трикотажных, меховых, швейных изделий и головных уборов;
сдача внаем (поднаем) жилых помещений, кроме предоставления мест для краткосрочного проживания.

 

Прочтите, много для Вас прояснится (статья из КонсультантПлюс Беларусь):


КВАЛИФИКАЦИЯ ПРОСТУПКА ПО ЧАСТИ 1 СТАТЬИ 12.7 КОДЕКСА
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
(ДЛЯ ПРАКТИКУЮЩЕГО ЮРИСТА)

Д.АЛЕКСАНДРОВ,
заместитель председателя
Хозяйственного суда Минской области

Материал подготовлен с использованием
правовых актов по состоянию
на 30 августа 2007 г.

В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными КоАП, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность.
Несмотря на то что в части 1 указанной статьи КоАП не названы объекты противоправных посягательств, многие из них содержатся в Особенной части КоАП. К ним отнесены общественные отношения в сферах: защиты здоровья, чести и достоинства человека, его прав и свобод, общественного порядка и нравственности (главы 9, 16 и 17); охраны собственности (глава 10); оборота ценных бумаг, финансов и банковской, предпринимательской деятельности (главы 11 и 12); налогообложения и таможенного регулирования (главы 13 и 14); обеспечения экологической безопасности (глава 15); транспорта (глава 18); охраны историко-культурного наследия (глава 19); использования топливно-энергетических ресурсов (глава 20); архитектурной и градостроительной деятельности, строительства и благоустройства (глава 21); связи и информации (глава 22).
По смыслу КоАП под противоправными действиями, посягающими на охраняемые законом права и интересы физического, юридического лица, общегосударственные интересы, понимаются волевые поступки правонарушителя, противоправность деяний которого является основным критерием административного проступка. Производным же критерием является оценка последствий такого деяния. Квалификация административного правонарушения осуществляется независимо от вреда, причиненного противоправным деянием. Наряду с этим, в некоторых случаях, прямо указанных в Особенной части КоАП, квалификация проступка зависит и от того, имеет ли место причиненный правонарушением имущественный, моральный или физический вред (ст. 9.1 КоАП ("Умышленное причинение телесного повреждения"), ч. 4 ст. 9.19 ("Нарушение законодательства о труде"), ст. 10.7 ("Причинение имущественного ущерба"), ст. 10.9 ("Умышленное уничтожение либо повреждение имущества"), ч. 2 ст. 15.29 ("Нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках"), ст. 15.30 ("Загрязнение леса и иной древесно-кустарниковой растительности"), ст. 15.31 ("Уничтожение или повреждение информационных знаков на землях государственного лесного фонда"), ч. 2 ст. 15.41 ("Нарушение правил производства, реализации или использования кормов, кормовых добавок и ветеринарных препаратов"), ст. 18.17 ("Нарушение правил дорожного движения, повлекшее причинение потерпевшему легкого телесного повреждения, повреждение транспортного средства или иного имущества"), ст. 19.4 ("Уничтожение, повреждение либо утрата историко-культурных ценностей или материальных объектов, которым может быть присвоен статус историко-культурной ценности"), ч. 2 ст. 20.3 ("Нарушение правил охраны электрических сетей") и т.д.).
КоАП предусматривает различные правовые критерии виновности деяния применительно к правонарушению, совершенному физическим или юридическим лицом. Так, согласно ст. 3.5 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного проступка при установлении факта нарушения этим юридическим лицом закрепленных в актах законодательства правил и норм, несоблюдение которых влечет за собой административную ответственность, если это юридическое лицо не приняло всех зависящих от него мер для исполнения упомянутых правил и норм. Для квалификации вины в данном случае необходимо установить факт неисполнения либо ненадлежащего исполнения юридическим лицом правил и норм, а также субъективные обстоятельства, ставшие причиной совершения противоправного деяния. По смыслу указанной статьи КоАП должностное лицо, ведущее административный процесс, обязано собрать доказательства, достоверно свидетельствующие о наличии либо отсутствии у юридического лица возможности соблюсти требования законодательства, т.е. установить наличие у юридического лица надлежащих материальных предпосылок, позволяющих ему исполнить нормы законодательства. Для квалификации форм вины в деянии физического лица следует выявить его психоэмоциональное отношение к факту совершенного проступка, установить признаки умысла или неосторожности.
Применительно к деянию юридического лица КоАП не устанавливает форм вины, наличие которой в виде умысла или неосторожности возможно лишь при квалификации правонарушения, совершенного физическим лицом. Законодатель не отождествляет вину юридического лица с наличием умысла, неосторожности в деянии его руководителя или иного должностного лица организации-правонарушителя. Однако при этом корреляция проступка должностного лица с правонарушением, совершенным юридическим лицом, не исключается.
Согласно части 7 ст. 4.8 КоАП наложение административного взыскания на юридическое лицо не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо юридического лица, равно как и привлечение к административной ответственности такого должностного лица не освобождает от административной ответственности за это же правонарушение юридическое лицо. Здесь следует учитывать, что ответственность обоих вышеназванных субъектов возможна лишь в том случае, если в диспозиции статьи Особенной части КоАП, наряду с юридическим лицом, в качестве субъекта ответственности названо и должностное лицо. Так, после принятия Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 N 273-З "О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам административной ответственности за правонарушения в области финансов, банковской деятельности, против порядка налогообложения и таможенного регулирования" <1> большинство статей главы 13 КоАП ("Административные правонарушения против порядка налогообложения") содержит указание на специального субъекта административной ответственности - на должностное лицо организации-налогоплательщика. Таким образом, применительно к налоговым правонарушениям при квалификации вины в деяниях юридического лица надо будет не только устанавливать причинно-следственную связь правонарушения с действием (бездействием) соответствующего должностного лица, но и выявлять наличие либо отсутствие обстоятельств, исключающих вину.
--------------------------------
<1> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 26.07.2007, N 175, 2/1370.

В качестве примера судебного толкования корреляции вины юридического лица и его должностных лиц (в целях формирования хозяйственными судами Республики Беларусь собственных критериев и подходов к корреляции вины) можно обратиться к выдержкам из постановлений Пленума Арбитражного Суда Приднестровской Молдавской Республики от 18.03.2004 "Об установлении вины юридического лица при привлечении данного лица к административной ответственности" и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях":
"...юридическое лицо подлежит административной ответственности за административное правонарушение в случаях, прямо предусмотренных нормами Особенной части КоАП, а также нормами иных законодательных актов. Поскольку вина является необходимым элементом состава административного правонарушения, то административная ответственность юридического лица может иметь место лишь при наличии вины, которая должна быть установлена органом, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении. Так как юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, а они представлены физическими лицами, выступающими законными представителями юридического лица, то деяния юридического лица, совершившего административное правонарушение, должны идентифицироваться с действиями либо бездействием его правоспособных представителей, которые могут совершать подобные деяния в соответствии с традиционным пониманием вины как умышленно, так и неосторожно. Таким образом, вина юридического лица выражается в виновном поведении его представителей и работников, действовавших от имени юридического лица в его интересах при исполнении своих трудовых (служебных, должностных) обязанностей или при исполнении гражданско-правовых обязательств";
"В силу части 2 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении... в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих мер по их соблюдению.
Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда".
Корреляцией вины юридического лица и его должностных лиц обусловлены и последующие процессуальные действия (например, установление в признаках противоправного действия (бездействия) должностного лица обстоятельств, смягчающих или отягчающих его ответственность и т.п.).
Квалификация административного правонарушения предполагает наличие состава правонарушения - субъективных и объективных элементов, позволяющих установить наличие признаков противоправного деяния или их отсутствие.
В структуру состава административного правонарушения входят: объект правонарушения (общественные отношения, на которые посягает противоправное деяние); объективная сторона правонарушения (конкретная разновидность противоправного деяния (действия или бездействия), наносящего вред охраняемым интересам. Как правило, эти признаки указываются в статьях Особенной части КоАП); субъект правонарушения (вменяемое физическое лицо, юридическое лицо, должностные лица или граждане, не наделенные правомочиями должностного лица); субъективная сторона административного правонарушения (психоэмоциональное отношение физического лица к деянию, анализ которого позволяет выявить признаки вины в форме умысла или неосторожности).
В соответствии с частью 2 ст. 3.2 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП) хозяйственные суды рассматривают дела об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых установлена частями 1, 2 и 4 ст. 12.7 КоАП ("Незаконная предпринимательская деятельность"). Обратимся к некоторым вопросам квалификации правонарушений, перечисленных в диспозиции части 1 указанной статьи КоАП: предпринимательская деятельность, осуществляемая без государственной регистрации; предпринимательская деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно; предпринимательская деятельность, осуществляемая лицензиатом с нарушением правил и условий осуществления лицензируемого вида деятельности.
Решая вопрос о том, образуют ли действия гражданина, не являющегося предпринимателем, состав административного правонарушения в виде осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации, орган, ведущий административный процесс, и судья, рассматривающий поступившее к нему административное дело, должны проверить, содержатся ли в действиях гражданина признаки предпринимательской деятельности, перечисленные в части второй п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК): совершал ли гражданин активные действия от своего имени в сфере гражданского оборота в виде изготовления, переработки, приобретения вещей для их последующей продажи; можно ли усмотреть в этих действиях направленность на систематическое получение дохода; отсутствовала ли у гражданина цель изготовить, переработать или приобрести вещь (исполнить работу, оказать услугу) для себя лично, для своего домашнего хозяйства, для своих близких родственников.
Пример из судебной практики.
Хозяйственный суд рассмотрел дело об административном правонарушении в отношении гражданина, который, не обладая статусом индивидуального предпринимателя, в помещении приемного отделения больницы реализовывал косметические изделия (тальк, дезодорант, лак для ногтей, косметические наборы), но доход не получил, так как его действия были пресечены сотрудниками налоговой инспекции. Руководствуясь ч. 1 ст. 12.7 КоАП, суд подверг гражданина административному штрафу, указав, что выставленные для продажи товары приобретены гражданином не для собственного потребления, а для их перепродажи и получения дохода, поэтому в действиях гражданина присутствуют признаки предпринимательской деятельности.
В отдельных случаях продажа вещей (выполнение работ, оказание услуг) может и не образовывать состава незаконной предпринимательской деятельности, если количество, ассортимент вещей, объем выполненных работ или оказанных услуг, иные обстоятельства не будут свидетельствовать о целевой направленности на систематическое получение дохода. Вместе с тем следует признать, что, поскольку извлечение дохода есть цель предпринимательской деятельности, но не обязательный ее результат, само по себе отсутствие дохода не должно влиять на квалификацию правонарушения
Доказательствами, подтверждающими факт занятия деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли, могут служить пояснения лиц, оплативших товары (работы, услуги), расписки в получении денежных средств, акты передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), размещение рекламных объявлений в прессе, выставление образцов товаров в месте их продажи, закупка большого количества товаров, оборудование мест для их хранения либо использование в качестве склада жилого помещения, сараев, гаражей и т.п.
Пример из судебной практики.
Гражданин размещал в газетах объявления о продаже строительных материалов (деревянных наличников и плинтусов). После совершения налоговым инспектором контрольной закупки товара у этого гражданина был составлен административный протокол по ч. 1 ст. 12.7 КоАП. Гражданин в суде утверждал, что продавал материалы, оставшиеся у него от ремонта дома. Суду налоговый орган представил многочисленные рекламные объявления, размещенные в СМИ в разное время, в которых указывалось на возможность ознакомления потенциального покупателя с образцами предлагаемого товара. Оценив содержание рекламного объявления, частоту его размещения в СМИ, суд квалифицировал действия гражданина как направленные на систематическое получение дохода.
Проверяя признаки состава вмененного гражданину указанного правонарушения, необходимо учитывать нормы специального законодательства, регулирующего деятельность физических лиц, которая не признается законодателем предпринимательской. Так, согласно Указу Президента Республики Беларусь от 16.05.2005 N 225 "О некоторых вопросах осуществления физическими лицами ремесленной деятельности" (далее - Указ N 225) многие виды товаров (работ, услуг), предназначенных для удовлетворения бытовых потребностей населения, гражданин может реализовывать без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Это кузнечное дело, изготовление и ремонт сельскохозяйственного и садово-огородного инструмента, шорно-седельных изделий; изготовление хозяйственной посуды и кухонного инвентаря из глины, дерева и прочих древесных материалов, изделий из соломы и дикорастущих растений; изготовление бондарных изделий, изготовление, установка и ремонт помещений для содержания пчел, животных и птиц; изготовление изделий ручного вязания спицами и крючком, изделий ручного ткачества, кружевоплетения и макраме. Нередко в хозяйственные суды поступают административные протоколы, в которых гражданам вменяется осуществление незаконной предпринимательской деятельности, выразившейся, например, в продаже возле кладбища букетов из искусственных цветов. Поскольку этот товар не упомянут в утвержденном Указом N 225 перечне, следует признавать правильной квалификацию правонарушения по части 1 ст. 12.7 КоАП, хотя подобные атрибуты захоронений можно было бы расценивать предметами для личных нужд граждан, изготовление которых является ремесленной деятельность. В таких случаях, если при подготовке дела к рассмотрению либо на стадии судебного разбирательства выяснится, что гражданин продавал такой товар, не уплатив в бюджет соответствующий сбор, не подал в налоговый орган заявление о постановке на учет, привлекал для изготовления товара других физических лиц, поступившее в суд административное дело следует направлять по подведомственности в налоговый орган, который в силу ст. 3.13 ПИКоАП наделен полномочиями рассматривать дела о правонарушениях, указанных в ст. 23.68 КоАП ("Нарушение порядка осуществления ремесленной деятельности").
В хозяйственные суды продолжают поступать составляемые налоговыми органами одновременно как на юридическое лицо, осуществляющее охрану принадлежащих ему объектов в отсутствие специального разрешения (лицензии) на охранную деятельность, так и на должностное лицо этой организации административные протоколы по части 1 ст. 12.7 КоАП. При этом орган, ведущий административный процесс, не принимает во внимание, что ни диспозиция, ни санкция упомянутой статьи КоАП не называют в качестве субъекта административной ответственности должностное лицо. В отношении физических лиц в данном случае с марта 2007 года Хозяйственный суд Минской области стал формировать практику прекращения производства по делу ввиду отсутствия в действиях гражданина (чаще всего им выступает директор предприятия) состава вмененного ему правонарушения.
Пример из судебной практики.
Согласно протоколу об административном правонарушении, составленному в отношении директора УП "Солигорсккоммунсервис", ему было вменено осуществление лицензируемого вида деятельности (охраны принадлежащих предприятию объектов) без соответствующей лицензии. Как следовало из приобщенных к административному протоколу материалов, предприятие осуществляло силами штатных работников (сторожей) охрану принадлежащих ему зданий оздоровительного комплекса, рынка и бани. В судебном заседании директор предприятия не признал себя виновным в совершении правонарушения, указав, что до выделения УП "Солигорсккоммунсервис" из состава другого юридического лица (городского унитарного производственного предприятия "ЖКХ "Комплекс") последнее обладало соответствующей лицензией на осуществление охранной деятельности, после создания УП "Солигорсккоммунсервис" были предприняты меры для получения лицензии на охранную деятельность, но вследствие длительного переоформления правоустанавливающих документов на переданные предприятию и нуждающиеся в охране здания решение вопроса о выдаче лицензии затянулось.
Суд прекратил производство по делу, указав в постановлении следующее. Согласно диспозиции ч. 1 ст. 12.7 КоАП правонарушением признается предпринимательская деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии). В данном случае право обладать лицензией на охранную деятельность имеет юридическое лицо, и при нарушении условий осуществления этого вида деятельности к юридическому лицу может быть применена административная ответственность, установленная ст. 23.57 КоАП, являющейся специальной нормой по отношению к ст. 12.7 КоАП. Поскольку директор юридического лица сам по себе охранную деятельность не осуществлял, в его действиях суд не усмотрел признаков состава незаконной предпринимательской деятельности.

Относительно приведенного примера следует сделать оговорку. Как представляется автору, практика составления уполномоченными должностными лицами государственных органов административных протоколов по ч. 1 ст. 12.7 КоАП в отношении юридических лиц, охраняющих собственные объекты, принятия этих протоколов хозяйственными судами к своему производству, рассмотрения их по существу формируется не в том направлении. Организация, охраняющая собственное имущество, не преследует цель получения систематического дохода от охранной деятельности. Такие действия не отвечают критериям предпринимательской деятельности в контексте ст. 1 ГК. Правильным следует признать усмотрение в названных действиях организации, не имеющей в нарушение требований Закона Республики Беларусь от 08.11.2006 N 175-З "Об охранной деятельности в Республике Беларусь" соответствующей лицензии, признаков состава правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 23.57 КоАП ("Нарушение условий и правил осуществления охранной деятельности").
Весьма сложным в плане доказывания является правонарушение, выражающееся в осуществлении пассажирских перевозок гражданами, не зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей. Согласно Конституции Республики Беларусь государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской деятельности. Но для этого необходимо (в установленных законодательными актами случаях) приобрести статус предпринимателя.
В соответствии с Правилами автомобильных перевозок пассажиров в Республике Беларусь, утвержденными постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 22.07.2002 N 23, перевозки пассажиров могут выполнять лишь юридические лица и индивидуальные предприниматели, обладающие соответствующей лицензией на этот вид деятельности. Кроме того, согласно Закону Республики Беларусь "О дорожном движении" водитель транспортного средства, осуществляющий перевозку пассажиров, обязан иметь при себе лицензионную карточку, путевой лист, страховой полис, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства перед пассажиром, автомобиль-такси должен быть оборудован зарегистрированным в налоговом органе таксометром, отличительными знаками обслуживания. Если автомобиль, водитель которого предлагает оказать услугу по перевозке пассажиров, не отвечает вышеперечисленным требованиям, потенциальный пассажир должен знать, что имеет дело с правонарушителем.
Как правило, налоговые инспекторы знают практически всех нелегальных извозчиков в районе дислокации своей налоговой инспекции. Тем не менее уличить нелегала в совершении противоправного проступка не всегда удается. Единственный пока результативный способ - контрольное приобретение услуги, когда участники рейдовой проверки садятся в автомобиль нелегала, называют маршрут, доезжают до указанного ими места, расплачиваются и предъявляют водителю служебное удостоверение. До 01.03.2007 общие суды, рассматривая дела в отношении извозчиков-нелегалов (ст. 154 КоАП 1984 года), в качестве признаков состава незаконной предпринимательской деятельности не признавали постановку не оборудованного под такси автомобиля в границах стоянки такси для ожидания пассажиров, нахождение плафона с надписью "такси" не на крыше кузова, а в салоне автомобиля (за задним стеклом). Если у контролирующего органа возникают подозрения о совершении административного правонарушения и легковой автомобиль или микроавтобус с пассажирами останавливается вышеуказанным органом в пути следования, то, как правило, находящиеся в транспортном средстве пассажиры отрицают договоренность с водителем об оплате проезда, представляясь его родными или знакомыми. Со слов сотрудников налоговых инспекций, нелегал, если и удается доказать его вину и подвергнуть административному взысканию, нередко вновь выезжает на промысел, объясняя свое поведение необходимостью отработать штраф. Это говорит о том, что штраф является малоэффективным воспитательным инструментом. Поэтому возникло предложение реанимировать действовавшую до 01.03.2007 дополнительную санкцию в виде конфискации автомобиля как орудия правонарушения.
В качестве признаков, указывающих на то, что гражданин, не обладающий статусом предпринимателя, имеет своей целью систематическое получение дохода от оказания услуг по перевозке пассажиров на своем автомобиле, могут быть: размещение рекламного объявления <3> о предлагаемой услуге на остановочных пунктах, на осветительных мачтах, в почтовых ящиках в подъездах жилых зданий; систематическое размещение транспортного средства на остановочных пунктах такси и на площадках, прилегающих к транспортным терминалам (возле авиа-, авто-, железнодорожных, речных вокзалов); оформление транспортного средства атрибутами автомобиля-такси неустановленного образца; несанкционированное использование информации операторских служб автомобилей-такси (перехват с использованием радиочастоты оператора; сговор с сотрудником оператора о предоставлении за вознаграждение доступа к заказам).
--------------------------------
<3> Подобного рода объявления могут размещаться как многократно, так и один раз, что позволяет ознакомиться с их содержанием неопределенному количеству граждан.

Нередко административные протоколы составляются на предпринимателей и организации, осуществляющих розничную торговлю по истечении срока выданной им лицензии на указанный вид деятельности.
Пример из судебной практики.
Индивидуальный предприниматель осуществлял розничную торговлю после истечения срока действия выданной ранее лицензии, о чем был составлен административный протокол. Предприниматель признал свою вину во вмененном правонарушении. Обосновывая привлечение предпринимателя к административной ответственности, суд в постановлении по делу указал следующее. Согласно п. 21 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 N 17 "О лицензировании отдельных видов деятельности", такая деятельность может осуществляться лицензиатом в течение срока, указанного в лицензии. Осуществление лицензируемого вида деятельности после завершения срока действия лицензии, если срок этот не продлен в установленном законодательством порядке, законодательством не допускается, такая деятельность признается незаконной.

Кроме истечения срока действия лицензии, признаками осуществления предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) могут быть: деятельность на основании лицензии, выданной другому субъекту хозяйствования; продолжение лицензируемого вида деятельности после принятия лицензирующим органом решения о приостановлении действия лицензии, после принятия лицензирующим органом (судом) решения об аннулировании лицензии, после принятия самим лицензиатом решения о прекращении осуществления указанного в лицензии вида деятельности.
В хозяйственные суды поступают административные протоколы, в которых указаны следующие составы правонарушений: осуществление индивидуальным предпринимателем деревообработки после прекращения действия имевшейся у него лицензии, что связано с изменением законодательства (вступление в действие Декрета Президента Республики Беларусь от 08.12.2005 N 16 "О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области природопользования и внесении дополнения и изменений в Декрет президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. N 17", согласно которому индивидуальные предприниматели лишились права на осуществление деятельности по заготовке и переработке древесины); осуществление услуг диспетчера такси (применение радиостанций с полосой радиочастот 26,955 - 27,860 МГц) в отсутствие специального разрешения (лицензии) на право использования радиочастотного ресурса, выдаваемого Министерством связи и информатизации Республики Беларусь; оказание гражданином услуг по медицинскому освидетельствованию водителей транспортного предприятия без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и получения специального разрешения (лицензии).
Нарушение правил и условий осуществления лицензируемого вида деятельности как одна из форм объективной вины, перечисленных в части 1 ст. 12.7 КоАП, может представлять собой различные действия лицензиата, не отвечающие требованиям лицензионного законодательства.
Пример из судебной практики.
Индивидуальный предприниматель, обладая лицензией на право осуществления розничной торговли (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественного питания, в торговом объекте общественного питания (в буфете клуба) в нарушение п. 4 Положения о лицензировании розничной торговли (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественного питания, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.11.2005 N 1221 "О некоторых вопросах лицензирования розничной торговли (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественного питания, а также деятельности, связанной с оборотом (за исключением розничной торговли, экспорта и импорта) алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции (кроме антисептических лекарственных средств и ветеринарных средств, относящихся к непищевой спиртосодержащей продукции), непищевого этилового спирта и табачных изделий" (далее - Положение 1221), допустил реализацию одной бутылки вина без употребления алкогольного напитка на месте (на вынос), о чем был составлен административный протокол, в котором указано на нарушение лицензиатом правил и условий осуществления лицензируемого вида деятельности.
В судебном заседании лицензиат не признал свою вину в совершении правонарушения, указав, что бармен буфета передал потребителю бутылку с алкогольным напитком для ознакомления с его качеством, получил после изъявления потребителем желания приобрести данный напиток оплату в размере стоимости упомянутой бутылки вина и предложил потребителю расположиться за столиком в буфете для потребления алкогольного напитка на месте.
Допрошенный в судебном заседании бармен пояснил, что к нему обратился посетитель с просьбой ознакомиться с вкусовыми качествами вина "Медвежья кровь", имеющегося в наличии в буфете. Бутылка вина была передана посетителю, который согласился приобрести ее и уплатил за вино его выкупную стоимость, после чего получил кассовый чек, но от предложения разместиться за столиком для потребления вина на месте отказался. Проданная бутылка вина не была откупорена.
Суд привлек лицензиата (индивидуального предпринимателя) к административной ответственности, сославшись на Декрет Президента Республики Беларусь от 09.09.2005 N 11 "О совершенствовании государственного регулирования производства, оборота и рекламы алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и пищевого этилового спирта", на утвержденное этим Декретом Положение о государственном регулировании производства, оборота и рекламы алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, а также на Положение N 1221, вопреки которым предприниматель осуществил розничную продажу алкогольного напитка в торговом объекте общественного питания, тогда как был вправе реализовать его лишь в розлив (т.е. с потреблением на месте).
Согласно п. 8 Положения N 1221 одним из особых требований и условий осуществления индивидуальными предпринимателями лицензируемого вида деятельности в торговом объекте общественного питания является розничная торговля указанными в лицензии группами алкогольных напитков с соблюдением установленного времени и режима их продажи. В выданной предпринимателю лицензии в качестве особых требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности в буфете названы: розничная торговля (за исключением алкогольных напитков и табачных изделий); розничная торговля алкогольными напитками с правом продажи в розлив шампанского, коньяка, вина виноградного (во время проведения специального обслуживания); общественное питание. Следовательно, особые условия лицензии не позволяли лицензиату продавать в объекте общественного питания алкогольный напиток в розницу. Реализация потребителю этого напитка в неоткупоренной бутылке в пункте общественного питания суд расценил как продажу вина в розницу (без потребления на месте), что не отвечает установленным лицензией правилам торговли.

В Хозяйственный суд Минской области в первом полугодии 2007 г. поступали административные протоколы, в которых были описаны следующие составы правонарушений: нарушение юридическим лицом лицензионных требований и условий деятельности по оптовой торговле нефтепродуктами, выразившееся в хранении и отпуске топлива со склада, местонахождение которого не указано в специальном разрешении (лицензии); реализация товаров в торговом объекте, не указанном в лицензии; осуществление транспортных услуг при наличии просроченных лицензионных карточек (согласно Инструкции о порядке выдачи лицензионных карточек на транспортные средства, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 30.10.2003 N 50, такая карточка является документом, подтверждающим соответствие автомобиля требованиям технических нормативных правовых актов в области автомобильного транспорта), тогда как в соответствии с Положением о лицензировании перевозок пассажиров и грузов (исключая технологические внутрихозяйственные перевозки пассажиров и грузов, выполняемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для собственных нужд) автомобильным, внутренним водным, морским транспортом, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.10.2003 N 1388, осуществление лицензируемого вида деятельности без наличия лицензионной карточки на автомобильное транспортное средство признается грубым нарушением лицензиатом законодательства о лицензировании и установленных лицензионных требований. По этим делам лица, в отношении которых велся административный процесс, были подвергнуты различным мерам административного взыскания.

 

С уважением Sfif


Теги данного вопроса:






Если Вам нужна срочная правовая помощь...

Если Вы не получили ответ на свой вопрос или по каким-то причинам он Вам не ясен...

Если Вы хотите получить квалифицированную помощь адвоката с учетом Ваших деталей...

Если Вам нужно представительство Ваших интересов уже сегодня...

Если Вы не уверены, что сможете сами защитить свои законные права...

 

 

Мы предлагаем воспользоваться платной юридической помощью адвоката
Филановича Геннадия Александровича.

Специальное разрешение (лицензия) на право осуществления адвокатской деятельности, выданное Министерством юстиции Республики Беларусь № 02240/2297.  Действительна до 05.02.2018 года.

 

Телефон +375 29 626-12-29.


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам бесплатно зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем. Только при выполнении этого простого условия Вы сможете добавить Ваш правовой Вопрос или комментарий на наш сайт и получить на него юридический ответ!

Добавить комментарий к юридическому вопросу касающемуся "Подоходный налог с физических лиц":

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Платные консультации:

получить платную юридическую консультацию адвоката или иную правовую помощь можно по телефону, электронной почте или при личной встрече с адвокатом в его офисе. Достаточно позвонить адвокатам по телефонам:



При звонке из Республики Беларусь вместо цифр "+375 29" можно набирать цифры "8 029".

Телефоны адвокатов доступны
с 8.00 до 22.00 ежедневно.
В рамках платных консультаций правовая помощь оказывается с учетом всех Ваших правовых нюансов и представленных Вами документов. По итогам устной консультации возможна подготовка письменного документа с текстами извлечений из нормативных правовых актов (нормы, на основании которых дана консультация).

Обращаем внимание, что указанные телефоны принадлежат адвокатам и не предназначены для бесплатных консультаций! Получить бесплатную помощь Вы можете только задав вопрос на нашем сайте.

Последние Вопросы:

Вчера, 19:44
Добрый день! У меня есть организация ЧУП, юридический адрес которой зарегистрирован в торговом центре по месту нахождения розничной торговой...
Прочитать ответ
Вчера, 19:38
Здравствуйте! На данный момент я работаю главным бухгалтером централизованной бухгалтерии в районном отделе образования (бюджетная организация)....
Прочитать ответ
Вчера, 16:54
Здравствуйте!У меня такая ситуация...мне девушка одна погадала.Сразу сказала что бесплатно,а потом начала мне писать и тредовать как бы за работу...
Прочитать ответ
Другие вопросы

Архив Вопросов:


Декабрь 2016 (31)
Ноябрь 2016 (441)
Октябрь 2016 (443)
Сентябрь 2016 (362)
Август 2016 (379)
Июль 2016 (230)