Изъятие земельного участка
Автор: titu61 от 31 января 2022
В 2015 году моей матерью был куплен земельный участок в частную собственность на аукциона, но в течении 3 лет дом не был построен. За личные средства была подведена ЛЭП до участка, сдана электросетям. Кроме этого был сделан проект на дом, выкопаны котлованы под будущие строения и все. Через 3 года с/с подал на суд на изъятие участка, участок конечно изъяли. Но меня уже много лет интересует вопрос, имели мы право на компенсацию за земельный участок, хотя бы кадастровую стоимость и за построенную ЛЭП. В суде было сказана, что нету такого закона, чтобы вам это могли компенсировать. Огромное спасибо.
При этом нормами Указа N 87 предусмотрено, что в случае нарушения сроков завершения строительства земельный участок у собственника изымается, а собственнику (владельцу, арендатору) земельного участка возмещается:
при выкупе не завершенных строительством жилого дома, дачи административно-территориальной единицей - стоимость этих дома, дачи в размере, установленном в договоре между соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом и собственником (владельцем, арендатором) земельного участка, но не более размера, определенного территориальной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, за вычетом расходов на проведение оценки не завершенных строительством жилого дома, дачи;
при продаже не завершенных строительством жилого дома, дачи местным исполнительным и распорядительным органом с публичных торгов - сумма, полученная от продажи этих дома, дачи, за вычетом расходов на проведение публичных торгов и оценки не завершенных строительством жилого дома, дачи.
В приведенном выше Указе N 87 отсутствует прямое указание на возможность получения собственником земельного участка компенсации стоимости непосредственно за сам изымаемый земельный участок.
По причине отсутствия прямой нормы, регулирующей данные правоотношения, местные исполнительные и распорядительные органы отказывают в выплате собственникам компенсации стоимости изымаемого земельного участка с формулировкой "выплата подобной компенсации Указом N 87 не предусмотрена".
Вместе с тем лишение собственности без выплаты компенсации является, по сути, мерой ответственности в виде конфискации имущества и может применяться только в случаях, прямо установленных законом.
Собственник имущества не может быть безвозмездно лишен своих прав на это имущество по основаниям, не связанным с применением к нему соответствующего наказания. При этом следует упомянуть, что возможность применения такой ответственности должна быть прямо предусмотрена нормативным правовым актом, а не угадываться из его смысла.
Отметим, что Указом N 87 не установлена возможность применения мер ответственности к собственнику в виде невыплаты компенсации стоимости изымаемого земельного участка.
Более того, необходимость выплаты собственнику имущества компенсации при его изъятии предусмотрена Конституцией.
Так, в соответствии со ст. 44 Конституции государство гарантирует каждому право собственности и содействует ее приобретению.
Неприкосновенность собственности, право ее наследования охраняются законом.
Собственность, приобретенная законным способом, защищается государством.
Принудительное отчуждение имущества допускается лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества, а также согласно постановлению суда.
Таким образом, Основным Законом предусмотрен принцип полной компенсации стоимости принудительно отчуждаемого имущества вне зависимости от оснований такого изъятия.
В силу ст. 128 ГК, ст. 12 КоЗ земельный участок является самостоятельным объектом гражданских прав (имуществом), имеющим свою стоимость.
По причине отсутствия прямых указаний в Указе N 87 о возможности безвозмездного изъятия имущества у собственника такая неурегулированность будет являться пробелом в законодательстве.
В соответствии с п. 1 ст. 71 Закона о нормативных правовых актах при выявлении пробелов в законодательстве (правовом регулировании) соответствующие нормотворческие органы (должностные лица) обязаны своевременно устранить эти пробелы в законодательстве (правовом регулировании) путем внесения в нормативные правовые акты изменений, устраняющих такие пробелы, либо принятия (издания) новых нормативных правовых актов.
До внесения изменений в нормативные правовые акты либо принятия (издания) новых нормативных правовых актов устранение пробелов в законодательстве (правовом регулировании) может осуществляться путем применения институтов аналогии закона и аналогии права.
По мнению автора, для устранения пробела в регулировании подобных правоотношений и с целью соблюдения конституционных прав собственника имущества к таким правоотношениям возможно применение аналогии закона и аналогии права.
Сама необходимость компенсации стоимости изымаемого у собственника земельного участка установлена ст. 69 КоЗ.
В соответствии с положениями вышеприведенной статьи КоЗ землепользователи согласно целям и условиям отвода земельных участков имеют право на возмещение убытков, причиняемых изъятием или временным занятием земельных участков, сносом расположенных на них объектов недвижимого имущества, а также ограничением (обременением) прав на земельные участки, в том числе установлением земельного сервитута.
Собственники земельных участков кроме прав, указанных в ч. 1 ст. 69 КоЗ, имеют право на возмещение им стоимости земельных участков, изымаемых для государственных нужд, совершать сделки с земельными участками (купли-продажи, мены, дарения, ренты, аренды, ипотеки) с учетом требований КоЗ и иных законодательных актов.
Что касается процедуры определения стоимости имущества и выплаты собственнику компенсации за изымаемый земельный участок, полагаем, что к данному вопросу возможно применение по аналогии закона алгоритма такой компенсации, которая установлена п. 3 Указа N 87 для не завершенных строительством жилого дома, дачи.
С уважением адвокат Филанович Ирина Николаевна (80291226081)
Если Вам нужна срочная правовая помощь...
Если Вы не получили ответ на свой вопрос или по каким-то причинам он Вам не ясен...
Если Вы хотите получить квалифицированную помощь адвоката с учетом Ваших деталей...
Если Вам нужно представительство Ваших интересов уже сегодня...
Если Вы не уверены, что сможете сами защитить свои законные права...
Мы предлагаем воспользоваться платной юридической помощью адвоката
Филанович Ирины Николаевны.
Специальное разрешение (лицензия) на право осуществления адвокатской деятельности, выданное Министерством юстиции Республики Беларусь № 02240/2210.
Телефон +375 29 122-60-81.
Мы рекомендуем Вам бесплатно зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем. Только при выполнении этого простого условия Вы сможете добавить Ваш правовой Вопрос или комментарий на наш сайт и получить на него юридический ответ!